Обвиняемые были признаны виновными в организации «военного заговора» и расстреляны в ту же ночь. Такая поспешность была вызвана тем, чтобы у осужденных не осталось ни одного шанса выжить.
…Впервые с военным наследием Тухачевского мне удалось познакомиться 45 лет спустя, в 1982 году, когда на лекции по истории преподаватель рассказал нам, курсантам военного училища, о том, что ход Великой Отечественной войны мог сложиться совсем по-другому, если бы Тухачевского не расстреляли.
В нашей училищной библиотеке я нашел книгу, выпущенную в далеком 1935 году. Что меня поразило в одной из статей — Тухачевский еще тогда, за 6 лет до развязывания вероломной войны гитлеровцами, предупреждал, что фашисты в случае нападения на СССР применят тактику «танковых клиньев». А дальше, что казалось и вовсе невероятным, Тухачевский указал направления основных ударов этих клиньев. Угадал с провидческой точностью!
Михаил Тухачевский родился 16 февраля 1893 года в дворянской семье. Его дед-генерал мечтал о том, что внук выберет военную карьеру, а отец на это всегда отвечал: «Будет он генералом, если до этого шею себе не свернет». Шутки шутками, но за шустрым мальчишкой всегда ходила специальная гувернантка с указанием «ни на секунду не выпускать из рук подол Мишиной рубашки». Это удавалось далеко не всегда, и частенько мальчишка возвращался домой с синяками и кровоточащими царапинами.
Он очень любил верховую езду, борьбу, читал книги о героях на трех языках (его кумиром был князь Болконский).
В Первом московском кадетском корпусе Михаил сразу попал на карандаш командованию училища, как будущий офицер с блестящими способностями. Он отличался отменным рвением, жадно впитывая военную науку. Но уже на следующий год было отмечено, что Тухачевский очень требователен, а порою и жесток к кадетам младшего курса. У него не было жалости ни к себе, ни к другим…
Это стремление выполнить полученную задачу во что бы то ни было, не считаясь ни с чем, будут отмечать у Тухачевского и гораздо позднее. Например, при подавлении Кронштадтского мятежа или уничтожении антоновских банд на Тамбовщине. Но это были очень жестокие времена, и миндальничать с врагами Советской власти командарм явно не собирался.
А тогда, в кадетском корпусе, успехи Михаила были столь очевидны, что его даже представили императору
«Дорогой Владимир Ильич! Взятие вашего родного города — это ответ на одну вашу рану, а за вторую будет Самара».
Но начало военной карьеры складывалось не совсем удачно. И хотя на полях Первой мировой войны поручик Тухачевский показывал чудеса храбрости, но в 1915 году он во время проведения разведки попал в германский плен. Первые четыре попытки бежать ни к чему ни привели. Так Михаил Николаевич оказался в лагере для военнопленных Ингольштадт, куда свозили неисправимых беглецов. Именно в этом лагере он подружился и сблизился с будущим президентом Франции
Пятый, последний побег, уже в 1917 году, оказался удачным. Ему удалось пробраться в Россию, где Тухачевский близко к сердцу принял революционные идеи, а в 1918 году вступил в партию большевиков.
Если говорить о военной биографии будущего маршала, то она развивалась по восходящей. Во многом этому способствовал тот факт, что Тухачевский фактически не знал поражений. Полководец настолько искусно разрабатывал военные операции, столь тщательно продумывал каждую мелочь, что враг непременно оказывался разбит.
И только одно тяжелое поражение получил командарм Тухачевский — под Варшавой от белополяков. Но тогда скорее начудил тов. Сталин, член РВС Юго-Западного фронта, который не захотел направить на Варшаву Первую конную армию. Этот конфликт и Тухачевский, и Сталин не забудут никогда…
После войны Тухачевский был начальником Военной академии Рабоче-крестьянской Красной Армии (
Но вождь всех времен и народов еще в середине 20-х годов отдал негласный приказ органам госбезопасности: собирать компромат на Тухачевского и других военачальников.
Об этом прознали и нацисты, чья военная разведка подготовила специальную «красную папку», в которой были приведены фальшивки, свидетельствующие якобы о сотрудничестве верхушки советского военного командования как непосредственно с немцами, так и с англичанами. Надежда на то, что Сталин больше поверит шпионам, чем своему маршалу, была небольшая. Но отравленная «наживка» сработала.
Усугубило положение Тухачевского его собственное признание ошибок и подтверждения подготовки к перевороту. «Железный» Тухачевский не выдержал после того, как в ходе одного допроса в кабинет привели его дочь-подростка Светлану и пообещали в случае молчания отдать ее на утеху всему личному составу управления госбезопасности. Этого Михаил Николаевич не выдержал…
Судебный процесс по делу Тухачевского и других военачальников был использован сталинским руководством для дальнейшего усиления репрессий в армии и на флоте.
Только за девять дней после суда над Тухачевским подверглись аресту как участники военного заговора 980 командиров и политработников, в том числе 29 комбригов, 37 комдивов, 21 комкор, 16 полковых комиссаров, 17 бригадных и 7 дивизионных комиссаров.
Из пяти маршалов Советского Союза в живых остались только К. Ворошилов и С. Буденный. Погибли оба армейских комиссара — Я. Гамарник и П. Смирнов. Из пяти командармов первого ранга погибли трое.
Всего по «делу военных» было уничтожено 42 тысячи человек.
Не избежали тяжелой участи и родные Тухачевского. Этим же адским путем пройдут и остальные родственники маршала. В 1938 году расстреляли его братьев Николая и Александра. Их жен и сестер Тухачевского арестовали. Мужей сестер расстреляли. Расстреляли вдову маршала. Лагеря миновала только одна из четырех сестер маршала — Софья Николаевна. Ее, ослепительную красавицу, пожалел следователь. Она была отправлена в ссылку в Казахстан и год спустя умерла.
Вероломный план гитлеровской разведки принес даже больше того, чего они сами ожидали. Террор Сталина против своих
Я не собираюсь идеализировать Тухачевского, ошибки наверняка были и у него. Но смею предположить, что если бы Михаил Николаевич и тысячи других военных командиров не были расстреляны, вряд ли бы раскрылся в полной мере талант Георгия Константиновича Жукова. В нем, народном маршале, современники видели лучшие черты его предшественника — маршала Тухачевского.
Жаль, что история не терпит сослагательного наклонения…