Если случайно доберётесь на своей личной машине времени до Англии XIV века и спросите, где найти Чёрного Принца — будьте готовы к тому, что суровые йомены встретят вас недоуменными взглядами.
Зато у принца Эдуарда было другое прозвище, официальное — Вудсток. Объясняется оно тем, что королева Филиппа любила путешествовать и рожала сыновей где придётся. Так их и звали, по месту рождения — Эдуард Вудсток, Уильям Хатфилд, Лайонел Антверпен, Джон Гонт (Гент), Эдмунд Лэнгли, Томас и Уильям Виндзоры, умершие в младенчестве, и самый младший Томас, тоже Вудсток, родившийся в главной королевской резиденции.
Принц Эдуард родился в 1330, когда королю Эдуарду III было 17 лет, а королеве — почти 16. В двухлетнем возрасте Эдуард стал графом, позднее — первым английским герцогом, а к тринадцатому дню рождения — официально принцем. Принц Уэльский, герцог Корнуолльский, граф Честерский. Кстати, эти же титулы носит и нынешний наследник престола, только к ним добавилось ещё несколько шотландских.
В 1337 году отец нашего героя во всеуслышание объявил о своих правах на корону Франции. Началась серия кампаний, названная впоследствии Столетней войной. Одна из самых знаменитых — экспедиция 1346 года. Вообще, три громкие победы англичан, Креси, Пуатье и Азенкур, очень схожи по сценарию. Большая французская армия преследует гораздо меньшую английскую, загоняет её в тупик, вынуждает принять бой. Потом штурмует английские позиции в лоб и нарывается на крупные неприятности. Если бы последователи Новой Хронологии добрались — объявили бы одной битвой, в разных документах называемой по-разному. Правда, английские бюрократы
Итак, 1346, Креси. Принц Эдуард командует авангардом, после развёртывания ставшим правым флангом английской армии. Понятное дело, принц должен быть в доспехах. Но посвятить в рыцари шестнадцатилетнего пацана — даже король Англии не решился на такое грубое нарушение традиций. Чёрный доспех, без гербов — рыцарский доспех, надетый не рыцарем. Один из вариантов. Кроме того, чёрным назывались доспехи не отполированные, а толку их полировать, если хозяин ещё растёт, и скоро они станут для него не годны. Это всё версии, конечно.
Французы наступают.
В первой половине XIV века пластинчатый доспех был большой редкостью, да и цены кусались. Большинство рыцарей обходилось хаурбеком — кольчугой. Кольчугу стрела из английского длинного лука пробивала с большой вероятностью. И всё равно из луков выкосить целую армию — нереально. Лучники обеспечивали интенсивный обстрел в течение минут этак семи, а потом и стрелы кончались, и рука уставала. Только вот до английских позиций добиралась не стройная колонна горящих воинским азартом рыцарей, а деморализованная поредевшая толпа. Начиналась рукопашная. Французов много было, в основном — умелые воины. Ценой неимоверных усилий английские копейщики и спешенные рыцари отбрасывали врага назад. Тот перегруппировывался и снова шёл в атаку.
И так 16 раз.
Графы Уорвик и Оксфорд, заместители командира правого крыла, видя, как трудно держится оборона и какая опасность угрожает жизни принца, послали к королю с просьбой о подкреплениях. Эдуард III отказал и добавил:
— Пусть мальчик заслужит свои шпоры.
Вечером, когда огромная по тем временам французская армия была полностью разгромлена, король уже имел полное моральное право посвятить своего шестнадцатилетнего сына в рыцари (подвязать ему золочёные шпоры).
Силы сторон в разных источниках плавают довольно сильно, не то 12 тысяч против 30, не то 20 против 50. Потери французской армии — полторы тысячи только рыцарей (11 из них — с очень громкими титулами), больше двух тысяч арбалетчиков, а обычной пехоты — множество, никто не считал. Потери англичан — около 300 человек.
Битва при Креси — один из первых случаев применения артиллерии в полевом сражении. У англичан было несколько (пять?) небольших пушек, и они тоже вносили смятение в ряды французов. Правда, интенсивного обстрела быть не могло — процесс заряжания был сложен и долог.
Король Богемии Иоганн Люксембургский к 50 годам почти полностью ослеп. Поэтому он приказал привязать себя к седлу, а свою лошадь — к лошадям двух оруженосцев, так и ринулся в атаку в рядах французской армии. Потом, когда его труп был найден на поле битвы, принц Эдуард взял себе девиз Иоганна «Я служу» и его чёрный герб со страусовыми перьями. Правда, это был неофициальный герб, использовавшийся только на щите, предназначенном для турниров. Иоганн Люксембургский был, конечно, доблестным рыцарем, но полководец из него — никакой, и юный принц прекрасно это понимал.
После битвы при Креси Эдуард принимал участие в осаде Кале и в морском сражении при Уинчесли, в котором английский флот победил кастильцев.
Лебединая песня Чёрного Принца — экспедиция 1355−1356 годов.
Аквитания — наследственное владение королей Англии, ещё от прапрабабушки Алиеноры досталась. Само собой, аквитанские и гасконские сеньоры — вассалы английского короля.
Но французы в последнее время начали активно интриговать, многих сеньоров переманили на свою сторону, а тех, что остались верными, ввели в растерянность.
Почему-то считается, что шевоше — нечто вроде грабежа на большой дороге. Вражеская армия вторгается в незащищённый район, сколько фантазии хватает, свирепствует, грабит и разоряет. Это всё так.
Но затруднительно найти лучший способ для того, чтобы при недостатке сил и средств:
а) нанести противнику максимальный урон;
б) наказать неверных вассалов;
в) сплотить и дать возможность отличиться вассалам верным.
Загодя чиновники английские начали строчить распоряжения шерифам, кто сколько стрел, луков, свиных туш и всего прочего должен предоставить в распоряжение принца. Бесконечные комиссии выезжали в порты с целью отобрать годные для перевозки армии корабли. Потом, конечно, составляли отчёты о командировке. Абсолютное большинство этих документов сохранилось.
Армию Эдуард набирал, в основном, в своих владениях. Принц Уэльский и граф Честерский. Хотя длинный лук вообще-то изобретение бриттов, валлийцы по большей части вербовались в качестве копейщиков, а не лучников.
Город называется Честер, а графство — Чешайр. Поэтому граф — Честерский, а коты и лучники — чеширские.
Каждый добропорядочный йомен, вступивший в армию принца Эдуарда, получал письменную гарантию неприкосновенности его имущества, а после победного возвращения — определённые льготы от короля, в некоторых случаях — щедрые подарки.
Но были и другие варианты. Вернувшись после битвы при Пуатье в Бордо, прикомандированные к Эдуарду писцы пачками стали изготовлять документы такого типа:
«Лучник Уилл Клинтон славно послужил Англии, в связи с этим ходатайствую перед Вашим Величеством о прощении учинённых им многочисленных разбоев и грабежей».
«Копейщик Джордж Баш героически сражался с французами, прошу простить совершённые им три убийства и шесть членовредительств».
Значительная часть армии Чёрного Принца — штрафбат конкретный.