Так случилось, что в театральном и киноискусстве Янковский — человек случайный. С театром по сей день связан его старший брат — Ростислав, который работает в Русском драматическом театре в Минске. В свое время он забрал своего 14-летнего Олега к себе, и юноша дебютировал именно на минской сцене, заменив заболевшего артиста. А повзрослев, и думать не думал о том, что свяжет свою жизнь с этим искусством.
Но судьба расстаралась. Однажды, уже живя в Саратове, будущий знаменитый артист проходил мимо театрального училища. Решил на «авось» зайти, расспросить о правилах приема. Каково же было его удивление, когда он узнал, что… зачислен в учебное заведение. Только потом выяснилось, что сложные экзаменационные туры проходил третий брат Янковский — Николай, а в учебном заведении решили, что просто перепутали имя абитуриента. Впрочем, Николай на брата в обиде не остался, а публика получила замечательного и любимого артиста.
Творчество Олега Янковского можно охарактеризовать одним словом — разный! Он везде другой, несмотря на то, что внешне практически не менялся. Только прибавлялись морщины. Дебютировал в кино в роли типичного арийца в фильме «Щит и меч», потом — Франциск Скорина, Мюнхгаузен, Волшебник из «Обыкновенного чуда»… Даже в сложные для отечественного кинематографа годы — начало 90-х — Олег Иванович продолжал сниматься в кино.
А в 2000 году дебютировал в качестве режиссера, сняв «новогодний» фильм «Приходи на меня посмотреть». Ведь это его конек — новогоднее кино. Когда-то самое лучшее снималось именно для первых дней января — «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен» — и показывалось потом исключительно в праздничные недели.
Ему хорошо удавались злодеи. Вспомните хотя бы фильм «Доктор Живаго», где Янковский играл Комаровского, поломавшего жизнь главной героине. Я обожаю его в фильме «Любовник» — грустной истории двух мужчин, которые всю жизнь делили одну женщину. Но последняя роль — особенно символична. В дуэте с Петром Мамоновым (Царь Иван Грозный) Олег Иванович сыграл Митрополита Кирилла в фильме «Царь». Премьера — фестиваль в Каннах. И режиссер — Павел Лунгин.
Частенько играя героев-любовников, по жизни Олег Иванович остался верен одной женщине — своей супруге актрисе Людмиле Зориной. Они вырастили сына Филиппа, так же связавшего свою жизнь с кино. И выбора — семья или карьера — перед Олегом Янковским никогда не стояло. Только семья.
…У телевидения и его порождения — масс-культуры — есть один побочный эффект. Вероятность возникновения массовой любви к одному человеку — кумиру. В самой любви ничего крамольного в общем-то нет. Но когда кумир умирает, мы скорбим как по самому родному человеку. Потому что он, кумир этот, сопровождал нас всю жизнь, став ее неотъемлемой частью.
Мы помним его с самого детства, иногда он как будто бы уезжал — пропадал с экрана в самые кризисные времена. А потом возвращался, постаревший, помудревший, но все равно безраздельно наш. Вот почему, когда неожиданно узнаешь о болезни, смерти такого человека, становится безгранично горько. Потому что видеть его на экране и понимать, что на самом деле его уже нет, как-то странно.
Я уже потеряла многих. Леонида Филатова, Александра Абдулова… И теперь — Олега Янковского…