Почему «король эпизода» Николай Парфенов умер в полной нищете и забвении?

Реклама
Грандмастер

7 января 1999 года умер Николай Иванович Парфенов, которого многие кинокритики советского времени называли не иначе, как «король эпизода». Последние годы его жизни трудно было назвать жизнью в полном понимании этого слова, вернее сказать — мучением.

После смерти супруги, Ларисы Алексеевны, с которой Парфенов прожил 47 лет, его мечтой стало попасть в пансионат для престарелых при Доме актера. Именно туда со временем переселились некоторые его коллеги и практически ровесники.

Но проявились особые обстоятельства — взамен на проживание в пансионате требовалось отдать квартиру в пользу государства. Парфенов так и собирался сделать, но выяснилось, что его супруга втайне от мужа прописала в квартире на ул. Гарибальди свою внучку (совместных детей у супругов не было). В результате Николаю Ивановичу отказали.

Реклама

Сначала сын бравого капитана, потом — кулачки

Николай Парфенов

Нет, родственники жены время от времени заглядывали на квартиру к старику, но только лишь затем, чтобы вывезти что-нибудь из более-менее ценных вещей. Так постепенно исчезли телевизор и практически вся мебель. Оставили Николаю Ивановичу только старый провалившийся диван, на котором он спал…

Реклама

В это трудно поверить, но еще за шесть лет до описываемых событий Парфенов сыграл свою последнюю значительную роль в кино. Это была известная комедия «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди» — лебединая песня знаменитого режиссера Леонида Гайдая.

На роль полковника Петренко Леонид Иович пригласил «короля эпизода» Николая Парфенова. И хотя этот фильм считается артистическим шоу Дмитрия Харатьяна, его старший товарищ, которому в то время, кстати, уже исполнилось 80 лет, тоже запомнился. Во всяком случае, капитан госбезобасности пуще огня боится своего шефа, полковника Петренко.

К сожалению, уже на следующий год Леонида Гайдая не стало. А Парфенов отказывал всем другим режиссерам, поясняя это тем, что теперь ему осталось сыграть только роль генерала. В этой шутке была доля истины — ведь первой ролью в кино для Николая Ивановича стал солдат Горбунов в фильме «Сын полка». Таким образом, за свою почти 50-летнюю карьеру в кино он мог дослужиться от рядового до генерала…

Реклама

Николай родился 26 июля 1912 года в селе Сергеевы Горки Владимирской губернии, в дружной и вполне обеспеченной семье. Отец ходил по Волге в должности помощника капитана, мать растила шестерых детей.

Реклама

Сразу после революции отец неожиданно скончался, и семья сполна узнала, что такое жить впроголодь. Но постепенно хозяйство наладили, казалось, самое страшное уже позади. Однако в 30-е годы односельчане постановили на сельском сходе — признать Парфеновых кулаками и выселить. В результате мать отправили на торфозаготовки, а дети разъехались…

Из арматурщика в артисты

Николай с братом Борисом устроились арматурщиками на завод «Серп и молот», сестры учились. Мария и Антонина окончили МГУ, Борис — пединститут имени Крупской, Евдокия стала историком, и только Анна решила посвятить себе семье и воспитанию детей.

Реклама

А вот Николая манил театр. С первой же попытки ему удалось поступить в театральную студию при театре Моссовета, и в 1935 году его приняли в труппу этого театра. Забегая вперед, можно сказать, что Николай Иванович прослужил в театре почти 60 лет…

Еще до выпуска из студии Парфенов женился. Его избранницей стала актриса Ольга Васильева, но этот брак, несмотря на рождение дочери Ирины, довольно быстро распался и принес молодому папе больше разочарования, чем радости. Он вообще стал избегать женского общества, но любил повторять, что его спутницей теперь навсегда стала профессия.

А постигал ее молодой актер не только с помощью мастеров сцены, таких как Фаина Раневская, Любовь Орлова, Ростислав Плятт, Вера Марецкая, Николай Мордвинов (с ними он играл в одних спектаклях), но и на практике. С этой целью в свободное от репетиций и спектаклей время он часто пропадал на Черемушкинском рынке, недалеко от которого жил. Часами бродя по торговым рядам, он присматривался к людям, к их поведению, жестам, мимике. Это была неплохая школа…

Реклама

Его героя можно было встретить повсюду

Конечно, расцвет его актерского искусства в кино пришелся на 60−80-е годы, когда Парфенов был нарасхват у режиссеров. Не так давно я пересмотрел фильм «Тридцать три», где Николай Иванович играл роль дотошного завистника, постоянно вставлявшего палки в колеса главному герою в исполнении Евгения Леонова. И поймал себя на мысли, что для тех времен Парфенов изображал маленьких, но подленьких людей лучше всех.

Реклама

Но ведь помимо бюрократов и чинуш он был органично естественен в роли кондукторов, председателей профкомов, месткомов, да и просто соседей, которые готовы по первому зову бороться с малейшей несправедливостью. Есть такое понятие, как бытовой актер. В этом плане Парфенов был не превзойден…

Вспомним наиболее яркие его роли. Прокурор из комедии «Берегись автомобиля», Сухов из комедии «Семь стариков и одна девушка», председатель месткома из комедии «Афоня», Трошкин из комедии «По семейным обстоятельствам», Трофимов из комедии «Не ходите, девки, замуж».

Всего у Парфенова было порядка 150 ролей в различных фильмах, большей частью эпизодических, но надо отдать ему должное: любое его появление на экране вызывало добрую улыбку…

Реклама

Отдавая другим, не забывать про себя?

Почему же актер умер в нищете? Скорее всего, виной тому обесценившиеся вклады в советских банках, когда произошла смена экономической формации. Возможно, львиная часть вкладов «сгорела». Но немаловажную роль в таком трагическом исходе сыграл и любимый театр, которому актер прослужил более полувека, но который перестал интересоваться судьбой народного любимца почти сразу после того, как тот ушел со сцены. Времена были трудные, но разве это оправдание?!

Многие, наверное, воскликнут: «Такое возможно только у нас, на Западе это исключено!» С этим нетрудно поспорить, достаточно вспомнить судьбу Поля Мориа и ряда других кумиров. Скорее всего, дело тут не в системе. Наверное, многое зависит от того, насколько правильно человек сумел распорядиться не только собственным

Реклама
талантом, но и собственным временем и вниманием. Можно быть кумиром многих людей одновременно, но при этом нельзя забывать и о себе, о родных и близких. И сделать все, чтобы в глубокой старости никакие «молодые львы» не вынесли все из квартиры…

А вот как это сделать? Гамлетовский вопрос…

Николай Иванович умер на руках у своей родной сестры Антонины. В театре Моссовета об этой смерти так никто и не узнал. После того как тело было кремировано, Антонина Ивановна еще несколько месяцев хранила урну с прахом брата у себя, надеясь, что кто-то из артистов захочет попрощаться со своим коллегой. Так и не дождалась. А потому похоронила брата в семейной могиле на Химкинском кладбище. Где и сама упокоилась семь лет спустя.

Реклама

Ни малейшего указания о том, что там покоится заслуженный артист России, нет. На скромном обелиске только надпись: Парфеновы.

А может, так и надо? Ведь он играл обычных, «бытовых» людей…

Реклама