Трудно сказать, кем бы стал Денис, но летом 1793 года состоялась его встреча с Александром Васильевичем Суворовым, которая помогла мальчишке определиться с выбором: конечно же, он станет военным!
Я сознательно не буду подробно останавливаться на военном и поэтическом аспектах биографии Дениса Васильевича, об этом написано достаточно много. Подчеркну лишь один малоизвестный факт об этой исторической личности.
Село Бородино, на поле у которого 25 августа 1812 года разгорелось величайшее сражение, было родовым имением Василия Денисовича. Так что бился его сын — без всякого преувеличения — за родную землю.
Перенесемся в год 1817-й. Младшая сестра Дениса Давыдова, Сашенька, собралась выходить замуж и попросила брата приехать для того, чтобы познакомить с женихом. Сама она уже остановилась в доме Бегичевых, была принята очень радушно и познакомилась с Софьей, дочерью покойного на тот момент генерал-майора Николая Александровича Чиркова.
Источник видео: РКН: сайт нарушает законодательство РФ
Надо сказать, что Николай Александрович был еще тот вояка. В отличие от других дворянских сыновей, он поступил на службу в лейб-гвардии Преображенский полк не сопливым юнцом, как это было принято в то время, а в возрасте 38 лет. И до первого офицерского звания — прапорщик — верой и правдой служил без малого 6 лет. Он особо отличился в Русско-турецкой войне 1787−1792 годов. Чуть позже стал бригадиром. Скончался в 1806 году, когда младшей дочери Соне шел 11-й год.
Но к моменту нашего повествования Софья Николаевна уже несколько «пересидела» в девицах, ей шел уже 23-й год, в те времена девушек отдавали замуж в 14−16 лет. И виной всему была маменька Елизавета Петровна, урожденная Татищева, которая хотела видеть в женихах младшей (старшая уже была замужем) не абы кого, а непременно человека, удостоенного славы.
В те далекие времена никто никуда не спешил. Вот и свадьба Дениса и Софьи была сыграна спустя два года после знакомства, в апреле 1819 года. Да и то, признаться, боевой генерал уже и не надеялся на благоприятный исход. Дело в том, что наушники рассказали будущей теще, что ее потенциальный зятек отличился не только тем, что лихо рубал французов и пишет недурные стихи. Он замечен в пьяных кутежах и развратных действиях в отношениях к женскому полу. Бабник-с.
Отдавать дочь за человека такой репутации Елизавета Петровна хотела меньше всего. И только вмешательство старого друга отца, поручившегося за Дениса головой, переубедило тещу. Забегая вперед, могу сказать, что Чиркова толком не успела порадоваться счастью дочери, она скончалась спустя четыре года после свадьбы.
А сам Денис Васильевич очень быстро нашел, что он создан не столько для сражений, сколько для тихого семейного счастья. После похорон тещи он напишет в своем дневнике:
«Надоело застегивать себе поутру и расстегивать к ночи крючки и пуговицы от глотки до пупа»…
И в том же, 1823 году, просьбу народного героя, героя партизанской войны, удовлетворяют. Отныне он может в глухой симбирской степи, в деревне Верхняя Маза, воспитывать детей и наслаждаться заслуженным отдыхом.
Он длился недолго, менее двух с половиной лет, а в марте 1826 года поступает высочайший приказ об определении Дениса Давыдова на службу. Он участвует в боевых действиях против персов на Кавказе, потом надзирает за холерой в Москве, отправляется в Польскую кампанию.
А верная супруга Софья Николаевна одного за другим рожает мужу девятерых детей, один из которых рождается мертвым. Сыновья — Василий, Николай, Денис, Ахилл и Вадим, дочери — Мария, Екатерина, Софья. В общем, в назидание потомкам и одному из самых близких друзей — Александру Сергеевичу Пушкину, который, возможно, догнал бы генерал-лейтенанта Давыдова по количеству отпрысков, если бы не роковой выстрел на Черной речке.
Кстати, известие о смерти поэта Денис Васильевич перенес очень тяжело, заболел, едва Богу душу не отдал (можно предположить, что это был микроинсульт). Но потом оклемался, снова схватился за работу, засел за продолжение книги о партизанской войне.
В августе 1837 года в честь 25-летия Бородинского сражения Николай I решил устроить на Бородинском поле торжественное мероприятие, воспроизводившее ход знаменитых событий. В качестве почетного гостя Денис Давыдов также участвовал в «сражении». Именно здесь ему приходит мысль перенести прах генерала Багратиона из места последнего упокоения на Бородинское поле. Царь не возражает и распоряжается произвести торжественный обряд 25 августа 1839 года.
С этой целью Николай I отдает распоряжение Давыдову прибыть 23 июля в Можайск, с тем чтобы сопровождать тело Багратиона в Бородино. Денис Васильевич дает согласие. Но…
Этому не суждено сбыться. 7 марта 1839 года (по некоторым данным — 22 апреля) во время работы в кабинете Давыдов неожиданно падает замертво от апоплексического удара. Второй инсульт оказался смертельным…
И тут обезумевшая от горя Софья Николаевна решается на странный поступок. Так как завещание о том, где его похоронить, Денис Васильевич не оставил (к тому времени ему не было еще и 55 лет), вдова решает не хоронить тело мужа в симбирской земле, а перевезти его в Москву, чтобы предать его покою в Новодевичьем монастыре.
Но ранняя весна нарушает планы вдовы: половодье, а потом и весенняя распутица делают невозможным перевоз гроба в Москву. И тогда Софья Николаевна отдает распоряжение отнести тело мужа в сарай. Временно…
В России нет ничего более постоянного, чем временное. Пока дороги просыхали, минул месяц, второй, третий… И только в середине июня траурный кортеж тронулся в столицу. Символично, но в пути оба экипажа (с прахом Багратиона и телом Давыдова) встретились.
А может быть, именно так и было задумано свыше?