Как из Паши Ангелиной создали «золушку» советской эпохи?

Реклама
Грандмастер

Женская бригада трактористок в Союзе была создана в 1933 году. Когда Прасковья Ангелина появилась на курсах механизаторов, где были одни мужчины, на нее все посмотрели с недоумением. Девчонка! Да разве такую можно допускать до машины? Она ведь гаечного ключа от молотка не отличит…

«Вы хотите учиться? — поинтересовался у нее инструктор. — Это не женское дело, не советую». 17-летняя Паша взглянула на него серьезно и строго сказала: «Я буду трактористкой!» И очень скоро она села за руль «стального коня».

В первую свою пахоту женская бригада перевыполнила план вдвое. В тот памятный для Ангелины год ей присвоили звание «Отличный тракторист».

Она все время обращала на себя внимание, вызывала зависть у окружающих, слышала недовольство досужих соседок. Сначала плакала по ночам, уткнувшись носом в подушку, потом осмелела, ведь не одна она такая. Все ее подруги (Н. Радченко, В. Анастасова, Л. Федорова, В. Юрьева и другие) трудились с удовольствием, вкладывая в работу душу. Не случайно с гектара они «взяли» высокий урожай — 16−18 центнеров пшеницы. Журналы и газеты запестрели фотографиями молодого бригадира-женщины из села Старобешево (ныне Донецкая область).

Реклама

А в это время сталинская деревня переживала голод, работники ГПУ заглядывали почти в каждый дом. Да и своя местная власть покоя не давала. То и дело слышались в адрес Ангелиной слова: мол, не осрамись, на тебя теперь вся страна смотрит. Ей хотелось спрятаться от недобрых взглядов, ведь не ради славы взялась она за это дело. Но Пашу никто не слушал. Большевики с большой охотой «лепили» из нее образ труженицы, преданной вождю страны.

И вот уже в печати появляется обязательство за ее подписью об организации 10 женских тракторных бригад, публикуется призыв «Сто тысяч подруг — на трактор!». Но кто-то быстро увеличил эту цифру в два раза. Трудно поверить, что Ангелина сама создавала новые бригады, как об этом писали в газетах, работая в поле с утра до вечера. Однако призывы, рекорды, почины стали символами

Реклама
советского времени.

Знатная трактористка Паша Ангелина (вторая слева) в перерыве совещания в ЦК ВЛКСМ, фото Ивана Шагина, 14 июля 1936 г.

Никому не было дела до истинных мыслей молодой женщины, ее переживаний и трудностей. В колхозах катастрофически не хватало запасных частей для тракторов, не были созданы ремонтные бригады, горючее привозили «в обрез». Но Пашу, не вникая в суть дела, торопились возвеличить, сделать примером для других тружениц.

Реклама

Известной в стране Прасковья стала еще до войны. Первый орден Ленина вручили, когда ей было 22 года. Через два года она стала членом партии и депутатом Верховного Совета.

Другая на ее месте потеряла бы голову от такого головокружительного подъема, но только не она. Паша родилась в семье батрака, грека по национальности, Никиты Ангелина в 1913 году. Жили в домишке с соломенной крышей. В семье 8 детей. В 5 лет Паша пошла в пастухи, в 12 ее взяли подсобной рабочей на шахту. Все, что зарабатывала, до копейки приносила матери. А сама всегда мечтала о своей семье, детях, достатке…

Реклама

С будущим мужем, вторым секретарем Старобешевского Р К партии, Сергеем Федоровичем Чернышевым, Прасковья Никитична познакомилась в 1935 году, уже став известной. По словам его старшей дочери, Светланы, отец был наделен многими талантами. Умел организовать людей, вникал в суть каждого районного мероприятия, хорошо рисовал, сочинял стихи. Такого человека Ангелина не могла не заметить. Они часто общались, много говорили, все шло к свадьбе.

Единственное, что смущало жениха, это обращение к нему, только как к «жениху Прасковьи Ангелиной». А потом он станет не иначе как только «мужем Прасковьи Ангелиной». Его самого будто не было.

Став депутатом Верховного Совета, Прасковья Никитична все свободное время посвящала общественной работе. Много ездила, вела прием граждан. В семье росло трое своих детей и один приемный сын, ребенок умершего брата Прасковьи.

Реклама

Ангелина успешно заканчивает заочное обучение в Московской сельскохозяйственной академии.

Разлад в семье Прасковьи Никитичны начался неожиданно. С пустого разговора, который принесла на «хвосте» соседка. Мол, все вокруг болтают, что у вас денег много. Хватало анонимок и сплетен, которые «крутились» вокруг Ангелиной. Ей приписывали влиятельных любовников, ее не щадили родственники, которым не нравился ее неподдельный интерес к проблемам посторонних людей. В деревне ходили слухи, что знаменитая на всю страну Ангелина выпивает. Ее всю жизнь, как вспоминала дочь Светлана, преследовали завистники. Но природный ум, такт и мудрость Прасковьи Никитичны помогли выжить в это тяжелое для нее время.

Реклама

Во время войны (1941−1945 гг.) Ангелина едет в Казахстан, но и там, в тылу, создает женскую тракторную бригаду. Работает, как всегда, с отдачей, добросовестно. В фонд фронта ее бригада передала 768 пудов зерна. После войны она возвращается в родное село. Ей предлагают возглавить колхоз, но она отказывается и снова садится на трактор.

Реклама

Ждет мужа с фронта. Но Сергей Чернышев вернулся не один, а с… женщиной и ребенком. Прасковья с пониманием принимает фронтовую «жену» мужа. Она видит, что их жизнь с Сергеем не имеет будущего. И тут неожиданный поворот событий.

Однажды, напившись, Чернышев с упреками выстрелил из именного оружия в Прасковью Никитичну. Но она случайно осталась жива, отстранилась, потому что с криком ей на грудь бросилась старшая дочь. Наутро Чернышев уехал в район.

Об этом факте из биографии знаменитой женщины-трактористки официальные лица старались не говорить. Там, видимо, считали, что депутат Верховного Совета, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии, известная трактористка Прасковья Никитична Ангелина может быть только счастливой женщиной. Этот имидж постоянно поддерживался в сознании людей.

Реклама

После смерти Сталина стране были нужны новые звезды. И о ней понемногу стали забывать.

Жизнь Прасковьи Ангелиной оборвалась 21 января 1959 года, в возрасте 46 лет. Похоронена она у себя на родине, в селе Старобешево.

Когда не стало Ангелиной, ее бригада не распалась, продолжала работать и даже ставила рекорды, пока не распался Советский союз. Долгое время существовал клуб женщин-механизаторов в честь Прасковьи Никитичны, который сумел объединить тысячи тружениц сельского хозяйства.

В одном из своих писем, адресованном подруге, она написала:

«Если бы нашелся человек, который сказал мне: „Вот твоя жизнь, Паша, начни свой путь сначала“, — я, не задумываясь, повторила бы его с первого до последнего дня, только постаралась бы идти прямее».

Реклама

Что стоит за этими строками? Кажется, Прасковья Никитична сумела достичь многого в жизни. У нее были любимая работа, слава, почет, в деньгах не бедствовала. Было много шумихи вокруг имени — так это дань ее широкой известности.

Думается, что Ангелина понимала, что она была всего лишь инструментом в руках чиновников, одурманенных идеей всеобщего подъема масс на трудовые достижения.

Лишь к концу жизни она осознала, что, став «золушкой» в Стране Советов, потеряла самое дорогое, что было у нее — личное счастье. Не эту ли потерю знаменитая Паша Ангелина хотела бы восполнить в своей жизни?

Реклама