Как генерал Каппель вернулся в Россию?

Реклама

В службе — честь!

О начале жизненного пути русского офицера Владимира Каппеля было рассказано в первой из цикла посвященных ему статей. Дальнейшая воинская служба будущего героя Гражданской войны проходила в постоянном профессиональном самосовершенствовании, служении Царю и Отечеству вплоть до событий 1917 года.

С началом войны Каппель был прикомандирован к Николаевской офицерской школе с целью «изучения технической стороны кавалерийского дела». Но уже весной 1915 года капитан Каппель находится на действующем фронте в должности старшего адъютанта штаба 5-й Донской казачьей дивизии (с февраля по октябрь — на передовой). С ноября того же года он — уже старший адъютант штаба 14-й кавалерийской дивизии (с ноября 1915 по конец февраля 1916 года — непосредственно на фронте).

Реклама

В этот период В. О. Каппель награждается следующими орденами: Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом (01 марта 1915 г.), Святой Анны 2-й степени с мечами и Святого Станислава 2-й степени с мечами (07 июня 1915 г.), Святой Анны 4-й степени с надписью «за храбрость» (27 января 1916 г.).

В ноябре 1916 года Каппель в возрасте 33 лет произведен в подполковники! В ноябре 1917 года — назначен начальником разведывательного отделения штаба Главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта.

Конечно же, Владимир Каппель был честолюбив! Невысокого роста, правильного, атлетического телосложения, упрямая, гордая посадка головы, умные серо-голубые глаза, высокий лоб мыслителя, франтоватые, всегда аккуратно постриженные усики и бородка. Красные пропагандисты обзывали его «маленьким Наполеоном», и в этом была доля правды. Молодой, энергичный, решительный, имеющий боевой опыт и отличную теоретическую подготовку, подполковник

Реклама
В. О. Каппель жаждал борьбы, побед, признания своих талантов.

В смутные времена властного вакуума, когда старая монархическая система власти рухнула, а новые институты управления только создавались (как красными, так и белыми), каждый русский человек должен был принять принципиальное решение, ответить себе на вопрос: «С кем ты?» От ответа зависело все: дальнейшая судьба, жизнь или смерть, отношение к тебе друзей, родственников и потомков. От решения каждого гражданина зависела в той или иной степени судьба Родины, России!

Реклама

Сложно себе это представить, но Владимир Оскарович Каппель весной 1918 года дал свое согласие вступить в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА).

К маю 1918 года он находился в Перми, где проживал вместе со своей семьей. В этот период времени большевистское военное руководство предпринимает достаточно активные действия для привлечения в ряды РККА бывших офицеров Генерального штаба. Переговоры о службе у красных велись и с Каппелем.

Так около 17−19 мая Генерал-квартирмейстер Главного управления Генерального штаба большевиков С. А. Кузнецов направил подполковнику Каппелю следующую телеграмму:

Начштаба Приволжского военного округа Пневский предлагает Вам должность заведующего отделом штаба в Самаре с окладом 700 рублей ежемесячно. В случае согласия немедленно телеграфируйте.

Реклама

Первоначально Капель дал свое согласие. 20 мая в ГУГШ красных зарегистрирована входящая телеграмма с № 389:

Согласен. Сегодня выезжаю в Самару. Каппель.

Однако уже 27 мая туда же, в Генштаб красных, поступает информация об отказе подполковника Каппеля от предложенной должности. Почему? Остается только догадываться. Документальных подтверждений история нам не оставила.

Реклама

Возможно, нужно подумать о причинах и побудительных мотивах временного согласия. Первый был наиболее распространен в тот период среди высших и средних офицеров Генерального штаба. Они считали невозможным для себя «просиживать боевые галифе» в тылу с семьей, когда западные границы Отечества практически открыты перед немецкими полками и дивизиями. Многие офицеры вступали в ряды красных только для того, чтобы противодействовать извечному русскому противнику — «германцу»!

Для простоты объяснения ситуации приведу цитату из книги «Каппель и каппелевцы», принадлежащую генералу П. П. Петрову, касающуюся именно этого периода:

Все мы тогда плохо знали или закрывали глаза на то, что происходило на юге, и считали, что в интересах русского дела надо держать в своих руках, хотя бы и в стесненных условиях, военный аппарат. Вспышки гражданской войны нас непосредственно не касались.

Реклама

Часть офицеров, столкнувшись позже, во время службы в РККА, с необходимостью воевать против белых армий, уклонялись от службы.

Второй причиной временного согласия, по моему мнению, могли стать опасения за судьбу собственной семьи. Каппель мог предполагать, что в случае его отказа от сотрудничества с красными его семья могла подвергнуться репрессиям. Отбыв в Самару к предполагаемому месту службы в РККА, он отводил угрозу от жены и детей.

О дальнейших событиях на жизненном пути нашего героя мы ещё поговорим.

Продолжение следует….

Реклама