Останкинский дворец — прекрасный образец русской архитектуры конца XVIII века. Он уже давно превращен в музей, но используется и как сценическая площадка для постановки старинных опер и проведения камерных концертов.
Рядом с Сухаревской площадью на Садовом кольце раскинулся изогнутый подковой величественный дом с колоннадой, поражавший современников своими размерами и красотой. В XIX веке в этом здании размещался Странноприимный дом (Шереметевская больница).
Необычна история появления этого здания на Садовой. Его начали строить в 1792 году по заказу Николая Петровича Шереметева как бесплатную богадельню и больницу на сто человек. Проектировал и начинал строительство здания русский архитектор Елизвой Назаров.
Его замысел отличался простотой и практичностью: здание планировалось в два крыла с двумя этажами для размещения больничных палат и комнат богадельни, а в подвальных помещениях предусматривалось размещение обслуживающего персонала и различных служб. Но достраивал здание уже другой архитектор, и стало оно памятником прекрасной женщине с нелегкой и романтичной судьбой, Прасковье Шереметевой, больше известной по сценическому псевдониму как Параша Жемчугова.
Параша родилась в семье шереметевских крепостных. Она была дочерью кузнеца (поэтому и фамилия ее в одних документах — Кузнецова, в других, на малороссийский манер, — Ковалева). В 12 лет у девочки нашли поразительно красивый голос, актерские способности и определили в Шереметевский театр, размещавшийся тогда в Кусково. Так как примадонны театральной труппы получали сценические псевдонимы, происходившие, как правило, от названия драгоценностей, Параша Ковалева вскоре стала Прасковьей Жемчуговой.
В 1779 г. Прасковья дебютировала на сцене крепостного театра. За свою недолгую театральную жизнь она исполнила около 50 оперных партий. Её мастерством восхищались, перед обаянием крепостной актрисы не устояла даже императрица. За роль Элианы в опере «Царица Голкондская Седена» Екатерина II в 1786 году подарила Жемчуговой бриллиантовый перстень. Согласитесь, нечасто крепостные могли удостаиваться такой чести.
В 1795 г. Шереметев перевез свой театр из тихого Кусково в Москву. В Останкино для театра было построено специальное помещение, в оборудовании которого применили все новинки театральной техники. Получить приглашение на спектакль в театр Шереметева было не так-то просто, он пользовался громадной популярностью.
В 1797 г. представление посетил император Павел I, для которого показали «Самнитские браки». Жемчугова, как всегда, блистала на сцене. Её игра вызвала благосклонный отзыв императора, славившегося непредсказуемостью. Возможно, именно «Самнитские браки» стали последним спектаклем, в котором играла Жемчугова.
Прекрасная актриса, отличавшаяся своеобразной красотой, не оставила равнодушным самого графа. Невинная интрижка с крепостной актрисой переросла в глубокое чувство.
Следующее событие буквально повергло в шок светское общество Москвы и Петербурга: блистательный граф, один из богатейших людей России, женился на бывшей крепостной актрисе. Произошло это неслыханное событие 6 ноября 1801 года. В небольшой церкви Преподобного Симеона Столпника (Введения во храм Пресвятой Богородицы), что на Поварской, состоялась церемония венчания.
Удивительно, но церковь и ныне стоит на старом месте. Как она уцелела при прокладке Нового Арбата, заслуженно названного «вставной челюстью Москвы», просто непонятно.
Молодожены поселились в доме на Воздвиженке, который граф специально купил к свадьбе. Этот дом тоже сохранился. В обновленном виде он стоит на углу Воздвиженки и Романова переулка. Сохранилось и его название: «Дом Шереметевых».
Эта свадьба широко обсуждалась во всех слоях общества, отразилась и в песенном творчестве. Даже в конце XIX века у московских цыган была популярной песня:
У Успенского собора
В большой колокол звонят,
Нашу милую Парашу
Венчать с барином хотят.
Но счастье молодых было недолгим. 3 февраля 1803 г. Прасковья Ивановна родила сына. Роды подорвали здоровье женщины, болевшей чахоткой, и спасти ее врачи не смогли. В ночь на 23 февраля Прасковья Шереметева скончалась. Её похоронили в Петербурге в фамильном склепе Шереметевых.
Николай Петрович тяжело переживал смерть любимой жены, в которой, по его словам, он нашел «разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность». Граф решил увековечить ее имя и посвятить ей Странноприимный дом. Для строящегося заведения был разработан специальный Устав, первый параграф которого гласил: «Оказывать помощь бедным и убогим, не спрашивая роду и племени». Для достройки здания он пригласил архитектора Джакомо Кваренги. Талантливый архитектор превратил скромную больницу в монументальный архитектурный ансамбль, ставший главным украшением Сухаревской площади.
Торжественное открытие Шереметевской больницы, как назвали этот дом в Москве, состоялось в 1810 году. Больница стала признанным местом оказания бесплатной помощи обездоленным. Вот как описывал ее деятельность в 1880 г. «Русский Курьер»:
«Странноприимный дом и больница графа Шереметева, основанная в 1803 году, призревают до 127 человек неизлечимых больных и безвозмездно лечат до 70 человек. Таким образом, в течение года средним числом составляет до 1200 человек, кроме того, из средств учредителя ежегодно выдается 4500 руб. на приданое бедным девицам, также на пособие бедным отпускается до 3000 руб. С 1873 года при больнице открыто бесплатное отделение для приходящих больных, в котором ежегодно получают медицинские советы до 50000 человек и из них 35000 получают бесплатно и лекарства».
Больница просуществовала до 1919 года, когда в её зданиях была открыта городская станция скорой помощи. Еще через несколько лет здесь разместили Научно-исследовательский институт, которому присвоили имя Николая Васильевича Склифосовского, выдающегося хирурга, основоположника неотложной хирургии в России.
Завещание графа Шереметева продолжает выполняться: оказывается помощь людям, живет память о прекрасной русской женщине с удивительной судьбой.