Он, вместе с
Михаил Петрович родился в 1788 году во Владимире. Его отец был сенатором. После гимназии Лазарева отправили в Морской корпус, который он окончил третьим по успеваемости. В числе немногих выпускников юношу отправили практиковаться за границу. Там он приобрел много навыков, познакомился с особенностями службы в иностранном флоте.
Через некоторое время после возвращения в Россию Лазарева пригласил в свою экспедицию
Довелось Лазареву командовать и судном российско-американской компании, которое отправлялось в русские колонии Аляски с грузом. Михаил Петрович лично проверял весь груз, набирал экипаж. С задачей моряки справились.
Михаил Лазарев был назначен командиром строящегося линейного корабля «Азов». Он лично контролировал работу, делал замечания по устройству судна, установке орудий.
- В частности, добился того, что вместо шнура заряд в артиллерийском орудии поджигался с помощью кремневого замка, а не фитиля, что увеличивало скорость стрельбы.
- Был увеличен угол поднятия ствола орудия.
- Также Лазарев стал хранить порох не в бочонках, а в специальных ящиках. Этот способ давал возможность принять на борт большее количество пороха.
Незамедлительно командир корабля приступил к набору экипажа. В первую очередь он перевел к себе молодых офицеров
Когда судно было готово, Лазарев приступил к тренировкам, доведя их до автоматизма. Гардемарины, например, наравне с матросами работали с парусами, лазали по вантам. Командир считал, что «
В итоге «Азов» стал образцовым кораблем, на который равнялись остальные.
В 1827 году, командуя «Азовом», Лазарев участвовал в Наваринском сражении, после которого линкор впервые в истории флота был удостоен кормового адмиральского Георгиевского флага.
Михаил Петрович занимался вопросом высадки десанта на берег. Эти навыки пригодились в борьбе с контрабандой оружия для горцев на Кавказском побережье Черного моря.
Впервые он согласовал свои действия с командующим сухопутными войсками. Хотя традиционно флотские недолюбливали пехоту и наоборот. Для этого Михаил Петрович создал службу связи, которая была посредником между штабами.
Лазарев разработал правила по снаряжению судов и высадке десанта.
- Он четко прописал, в какой последовательности нужно загружать орудия, порох, провизию и другое, чтобы на месте не терять времени.
- Он четко распределил, где должны будут располагаться десантники на берегу.
- Для того чтобы огневое прикрытие при высадке было непрерывным и мощным, Лазарев определил место для каждого судна в отдельности, выстроив их в кильватерную линию бортовыми орудиями к берегу. Они должны были стрелять по очереди без заминок, что давало ураганный огонь, до тех пор, пока солдаты не высадятся и не закрепятся на берегу. Это было новшеством.Реклама
Но многие начинания Михаила Петровича часто натыкались на бюрократическую стену. Его рвение многие не понимали. Всего приходилось добиваться с боем.
Назначение Лазарева главнокомандующим Черноморским флотом открыло перед ним новый фронт работ. Теперь он взялся за Севастополь. В первую очередь были заложены новые доки, построены казармы и школа для обучения матросских детей.
Чтобы организовать досуг офицеров, Лазарев решил перестроить библиотеку и разнообразить ее фонды.
В какой-то степени
Многое Лазарев сделал и для благоустройства самого города. Он разработал генеральный план застройки. Большие дома возводились украшенными фасадами к морю, чтобы они были видны издалека. Появилась в Севастополе знаменитая Графская пристань.
Михаил Петрович установил первый памятник Александру Казарскому и бригу «Меркурий», экипаж которого вел героический неравный бой с турецким кораблем.
Жители Севастополя с благодарностью вспоминают адмирала Михаила Лазарева, организовывают тематические мероприятия, где рассказывают о нем молодому поколению.
Основную идею своей многолетней службы Михаил Петрович однажды выразил такой фразой:
Не вам, стервецам, служу, а стране и народу.
И, как видно из послужного списка адмирала, это были не просто слова.