Дело в том, что в советское время Аркадия Гайдара водрузили на пьедестал, откуда, начиная с Перестройки, его начали яростно сбрасывать. Это был настоящий человек и настоящий коммунист. Как бы его ни хаяли в последние 35 лет.
Настоящая его фамилия — Голиков. Родился он 9 января (по старому стилю) 1904 года в городе Льгов, Курской губернии. В Красной Армии — с 14 лет, в те же 14 лет был принят кандидатом в члены РКП (б). Участник Гражданской войны, был ранен. Направлен на курсы командиров рот, по окончании командовал ротой. Затем на курсы «Выстрел», по окончании которых командовал батальонами и полками.
Участвовал в подавлении восстания Антонова на Тамбовщине. В Сибири, в Хакасии, которая тогда была частью Енисейской губернии, командовал отрядом ЧОН — и тоже участвовал в подавлении восстаний против советской власти. Действовал 18-летний командир боевого участка ЧОН крайне решительно и крови не боялся.
3 июня 1922 года губернский особый отдел ГПУ возбудил против командира ЧОН
По итогам расследования Голиков был на два года переведен в разряд испытуемых РКП (б) без права занимать руководящие должности, его уволили из РККА по медицинским показателям, врачи поставили ему диагноз «травматический невроз».
Уволившись из армии, Аркадий Петрович пошел в журналистику, работал в газете «Звезда», а затем в «Уральском рабочем». Но кроме статей, он начал писать и серьезные произведения, выбрав для литературы псевдоним Гайдар (сам писатель говорил, что это «всадник, скачущий впереди»). Во времена службы в Хакасии его стали называть Хайдаром. Во время боевых походов он часто спрашивал у проводников: «Хайдар?» — «Что впереди?»
Жил он сначала в Перми, потом в Свердловске. Уже в Свердловске в 1925 году в печать вышла его первая удачная повесть «Р.В.С.».
В 1927 году Гайдар переехал в Архангельск, где работал в газете «Волна». Здесь вышла его повесть «На графских развалинах». Здесь же он начал писать «Школу», которая была напечатана в 1930 году. Его книжками зачитывались дети. Начиная с 1920—1930х — и до самой Перестройки.
Увы, сегодня он, так сказать, «не в тренде». Гайдар писал о настоящей дружбе, о чести и достоинстве. На его повестях и рассказах дети учились тому, что хорошо, а что плохо, учились быть настоящими людьми.
«Четвёртый блиндаж» (1931), «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» (1933), «Военная тайна» (1935), «Чук и Гек» (1939), «Тимур и его команда» (1940)… Как жаль, что дети нашего времени этого не читают.
Когда началась Великая Отечественная война, Гайдар попросился на фронт. Попал военным корреспондентом в газету, был послан на Украину. Оказался в окружении. Отказался улететь, когда лично за ним был послан самолет. Выходил из окружения вместе со всеми.
Когда стало понятно, что выйти не удастся — вступил в партизанский отряд, был там командиром разведки. Попал в немецкую засаду и, вместо того чтобы сдаться, предпочел закричать и кинуться в атаку — был убит на месте, выручив остальных партизан своей разведгруппы.
Жил как Человек и умер как Человек. Да, по молодости, да по слепой вере, в 1921—1922-м он наломал дров. Да, он расстреливал тех, кого считал врагами Советской Власти. Да, вполне возможно, что среди тех, убитых им людей, были невиновные.
Вот только нельзя мерами современной спокойной жизни судить людей, сто лет назад воевавших в Гражданскую войну с ее ожесточением. Более того, мальчишка, напахавшийся по молодости лет, всю свою жизнь мучился, поняв, что именно он натворил. Всю жизнь ему снились убитые им люди. И смертью своей, жизнь свою отдав за други своя, он смыл все свои грехи. Те самые, за которые сам он себя не простил до самой своей смерти.
Честный человек, отличный детский писатель и настоящий солдат — вот кто такой Аркадий Гайдар.