Картины массово тиражировались и копировались. Гонорары были такие, что автору хватало не только на холст и масляные краски, но и на хлеб с крупным куском масла сверху.
Так вот, я удивляюсь, что ни один из советских художников, рисовавших Ленина в самые разные моменты жизни и в самых разных позициях, не вдохновился сюжетом: «Ленин и терменвокс». А ведь богатый сюжет, на большую картину мог бы потянуть!
Тут тебе и вдохновенный вождь, которому даже музыка по плечу, и обалдевший от способностей ученика изобретатель электроинструмента, и Фотиева у рояля, и внимающие музыке члены Совнаркома. Можно было нарисовать даже наркома продовольствия Цюрупу, падающего в обморок.
Подозреваю, что именно большой набор персонажей будущей картины останавливал деятелей искусства от дерзновенного порыва. Сколько они намучались в 30-е годы, когда приходилось замазывать то одного великого революционера, ставшего врагом народа, то другого! О сколько их упало в эту бездну, превратившись в скульптурные украшения или цветочные горшки с фикусами! Нет, композиция типа «Ленин и дети» была куда безопаснее.
А потом в начале 1960-х годов пошла та же пьянка, только в другую сторону. Теперь замазывали товарища Сталина, хитро примостившегося за плечом у Ильича на множестве картин, отражавших революционные порывы. Не Свердлова же с Дзержинским во все освободившиеся места вставлять!
Живописцы замазывали фигуру Сталина на картинах. Мозаичникам же приходилось ещё хуже. Переложить мозаику, конечно, можно, но цвет вставки под старый цвет в точности не подгонишь. И вот рядом с Лениным предательски просвечивает призрак изгнанного Генералиссимуса. Ради одного этого стоит посмотреть мозаики на станциях московского метрополитена: и на «Комсомольской-кольцевой», и на кольцевой же «Киевской», и на многих, многих других.
Чуткие конъюнктурщики понимали, что и с изобретателем нового электромузыкального инструмента будет проблема.
Во-первых, в реальности Лев Термен был приблизительно на голову выше ростом, чем Ленин. Как такое изобразить?
А во-вторых, дальнейшая судьба Термена складывалась так, что не избежать бы ему замазывания, что наверняка испортило бы композицию будущей картины. А может быть, даже способствовало бы её отправлению в запасники.
Термен, как изобретатель поразительного электроинструмента, получил от Ленина бесплатный билет для разъездов по стране для демонстрации своего электромузыкального чуда, а заодно и пропаганде электрификации. Затем терменвокс был показан в Европе, а потом изобретатель переехал в США, где довольно сильно преуспел.
Не вставишь же в «Лениниану» американского бизнесмена, который хоть и встречался с мировой прогрессивной интеллигенцией, демонстрируя терменвокс Джорджу Гершвину, Морису Равелю, Чарли Чаплину и Альберту Эйнштейну, но в то же время зарабатывал миллионы, изготовляя сигнализацию для знаменитых тюрем Аль-Катрас и Синг-Синг!
В какой-то момент Родина предложила Льву Сергеевичу Термену вернуться в советские пределы, и он не смог отказаться от этого предложения. Отъезд в СССР был больше похож на торопливый вывоз.
В 1939 году изобретателя необычного музыкального инструмента совсем пришлось бы смывать с картины, где изображён Ленин. Ведь он оказался членом фашистской организации, которая готовила убийство товарища
Может быть, поэтому предателя не расстреляли, как бешеного пса, а милостиво отправили на Дальний Восток добывать золото для советской страны. И даже последующая работа в закрытом КБ сначала по созданию радиоуправляемого самолёта, а потом — по конструированию секретных подслушивающих устройств для чекистов не могла бы стать причиной для возврата портрета Термена на картину «Ленин играет на первом в мире электромузыкальном инструменте». Заметьте, что не на «терменвоксе»!
После войны
В общем, момент встречи Владимира Ильича с электромузыкальным инструментом так и остался не запечатлённым в произведениях высокого искусства. Впрочем, может быть, это и к лучшему.
Лев Сергеевич Термен расчёлся с советской властью по довольно сносному курсу. Он полностью отсидел восемь лет, полученные по дикому обвинению, но бóльшую часть этого срока провёл в «шарашке», то есть вне голода, холода и издевательств.
В 1947 году Термена реабилитировали. Он даже получил Сталинскую премию I степени. Правда, премия была выдана за создание подслушивающих устройств, поэтому сообщение о ней в открытой печати не публиковалось.
С другой стороны, одно из изделий
При обследовании подарка американские спецслужбисты «жучка» не обнаружили. Панно украсило кабинет посла и провисело там, исправно работая, аж до 1952 года. Прослушка была раскрыта случайно. Ещё несколько лет американские специалисты пытались понять принцип действия устройства, столь удачно внедрённого в высокие дипломатические сферы.
Сейчас этот «жучок» — экспонат Национального музея криптографии при одном из самых секретных учреждений США, Агентстве национальной безопасности.
Выйдя на пенсию, Лев Термен продолжил заниматься своим первым изобретением, которое заставляло петь воздух. Сначала в Московской консерватории, а потом на физическом факультете университета он совершенствовал терменвокс и изобретал новые электромузыкальные инструменты.
Как известно, в России надо жить долго. Лев Термен дожил до 97 лет. За это время он, как говорится, пережил и многое, и многих, даже
В марте 1991 года Лев Сергеевич Термен вступил в КПСС. Когда его удивлённо спросили, зачем ему это, он ответил, что хочет выполнить обещание, которое дал Ленину в марте 1922 года, когда обучал лидера советской России извлекать «музыку сфер» из прибора собственного изобретения. Точно так же в 1948 году объяснял своё желание стать членом ВКП (б) 90-летний микробиолог и эпидемиолог академик
Так или иначе, но в возрасте 95 лет Термен стал членом партии, которая называла себя ленинской. Впрочем, через полгода эта партия исчезла с политического небосклона.