Воспоминания… Это всегда и грустно, и радостно. Грустно потому, что прошлое уже никогда не повторится, а радостно потому, что помнится все, что было, ну, или почти все.
Круг его юношеских интересов развивался в среде одноклассников, родители которых были, в основном, преподавателями техникума, который в то время был в Макарьеве. Казалось бы, у молодежи на селе было значительно меньше возможностей для широкого развития своих способностей, но авторские записки «Все, что помнится» показывают, что при желании можно и там не только получать полноценные знания, но и найти себе хобби на всю жизнь.
Так случилось, что именно в Макарьеве они с другом нашли художника, у которого стали брать уроки рисования и которые так пригодились им обоим в армии. Именно тогда, на развалинах Макарьевского монастыря, в Юрии Григорьевиче зародилась любовь к истории родного края, которую он не только пронес в себе через всю жизнь, но которой заражал других людей, иногда далеких от идей краеведения. И, наверное, макарьевские корни дали возможность стать ему настоящим ученым и настоящим человеком.
Интересы
Со стороны могло показаться, что ему все дается легко и просто. Но за все этим скрывалась постоянная работа над собой, над развитием своего интеллекта.
Например, окончив Борское ПТУ № 9, отслужив по комсомольской путевке в ВМФ СССР, закончив Нижегородский университет им. Лобачевского, защитив кандидатскую, а потом и докторскую диссертации, став уже профессором, он постоянно обновлял свои лекции, делая их боле насыщенными и интересными, нередко вводя в них исторические курьезы. Занимался он этим, в основном, в отпуске на даче, после многочасовой работы в архиве, посещение которого, как и библиотек, было обязательным пунктом его расписания.
Бывая на даче, он с удовольствием бродил с младшими внуками по лесу, знакомя их с родной и такой красивой природой; выполнял со старшим из них еженедельную «культурную программу», за время которой они посещали музей или выставку, или просто шли в кино. Жаль, что эта сторона его жизни не была отражена в
Его мемуары были очень интересны и мне, так как они открыли мне несколько иные стороны характера этого человека, которого, казалось, я хорошо знала более пятидесяти лет. Мимо меня прошел как-то незаметно, например, его ежедневный труд над самим собой, труд, который позволил ему стать известным ученым: как-то у него все шло само собой… «Сами собой» попадали ему в руки редкие книги, которые он почти сразу же дарил библиотекам; будучи в других городах, он всегда находил что-то нужное для музеев города и области, так как считал, что нижегородское должно быть в Нижегородье…
Был ли он богатым человеком? Безусловно! Но его богатством были не деньги, а душа и большая любовь к своей Родине, которая, как известно, начинается с любви к своей малой родине. Наверное, поэтому он разыскивал и приобретал на собственные средства редкие и ценные книги, которые потом передавал библиотекам.
Так, например, им передано:
- государственной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина (г. Санкт-Петербург) — более 50 редких книг по истории города;
- Всероссийской Государственной Библиотеке им. Ленина — более 200 редких и ценных изданий
XVI—XIX вв. , а также рукописные книги, в том числе молитвенник с холщевыми страницами (очень редкий, такой был подарен будущему императору Николаю II его учителем профессором Буслаевым), сформирован личный фонд № 865 (г. Москва); - более 2000 экземпляров передано в НГОУНБ (г. Нижний Новгород), в том числе более 250 с автографами известных людей;
- его книги, а также некоторые музейные экспонаты находятся в библиотеках и музеях не только Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, но и в таких городах области, как Арзамас, Городец, Балахна, Лысково и др.Реклама
Как ученого, его также знали во многих городах России, куда неоднократно приглашали читать лекции, на защиту кандидатских и докторских работ, на всевозможные конференции.
- Под его руководством были выполнены и удачно защищены 54 кандидатских работы, написано более 600 статей и 30 книг по юриспруденции, краеведению, охране памятников.
Новое издание и переиздание некоторых книг и статей продолжается и после его преждевременного ухода. Я очень благодарна всем, кто принимал и принимает в этом участие. Некоторые книги, написанные им, практически готовы к изданию.
Очень хотелось бы увидеть и подержать в руках его книгу, материал для которой он собирал на протяжении всей жизни, книгу, объединившую проблемы краеведения и охраны памятников истории и культуры с рабочим названием «Время разбросанных камней, или Реквием по душе», насчитывающей более 700 страниц текста. Почти готова и требует редактирования книга об истории создания и существования музеев Нижнего Новгорода и городов области в дореволюционный, советский и современный периоды.
Хочется, чтобы с этим незаурядным человеком еще раз познакомились не только те, кто его знал лично или по его работам, но и молодежь, которой порой требуется в жизни помощь доброго умного человека, чтобы можно было сказать, как говорил Юрий Григорьевич: «Всю свою жизнь занимаюсь любимым делом, да, к тому же, получаю за это деньги».