Штрихи биографии
Редкое имя дал Герману его отец Степан — учитель литературы из алтайского села, назвав сына в честь персонажа пушкинской «Пиковой дамы» (сестра Германа получила имя Земфира в честь героини поэмы
Герман с детства увлекался техникой, но, как он сам признавался позже, в авиацию попал почти случайно: он позавидовал форме военного лётчика, которого увидел, будучи школьником. Попав в армию, попросился в авиацию и был направлен в военную школу начального обучения лётчиков.
После авиашколы поступил в военное училище лётчиков в Новосибирске, которое с отличием закончил в 1957 г., получив офицерское звание.
Служил в Ленинградском военном округе, летал на истребителях Су-7.
В 1959 г. попал в обширную группу отбора в космонавты. Пройдя мелкое сито проверок и жёстких испытаний организма «на прочность», в 1960 г. вошёл в первый отряд космонавтов ВВС СССР. В октябре 1960 г. вышел в «финал», будучи зачисленным в группу из шести человек для первого космического полёта.
Герман, как и его отец, имел гуманитарные творческие наклонности, в отряде космонавтов он отвечал за культурно-массовую работу.
Главные события в биографии
В это время Герману было всего 25 лет: он до сих пор остаётся самым молодым человеком, побывавшим в космосе. Но это был его первый и последний
После полёта был назначен заместителем командира первого отряда, в 1968 г. — командиром второго отряда космонавтов.
В 1962−1970 гг. был депутатом Верховного Совета СССР.
В 1968 г. закончил Военно-воздушную инженерную академию имени
Сменил несколько должностей, активно и плодотворно участвуя в различных космических программах военного и гражданского назначения. Дослужился до генерал-полковника.
Написал несколько книг.
После увольнения в запас в 1991 г. продолжал активную работу в сфере космонавтики, несколько раз избирался в Госдуму от КПРФ, в 1999 г. был избран президентом Федерации космонавтики РФ.
Герман Титов — это истинное дитя советской эпохи. Всем в своей жизни он был обязан советскому строю и не изменил ему до своих последних дней, до конца оставаясь патриотом СССР, приверженцем коммунистических идеалов.
Вместе с тем он был живым человеком со своими недостатками и обладал очень непростым характером, отразившимся на его судьбе.
Бремя славы
Полёт Титова стал величайшим достижением цивилизации. Академик
Справедливо подвиг Юрия Гагарина сравнивали с подвигом Колумба и Магеллана. Полет Германа Титова не сравним ни с чем, что знала история человечества.
Реклама
Титов наряду с Гагариным стал мегапопулярной во всём мире личностью.
Герман был честолюбив и обладал обострённым чувством соперничества. Он непросто пережил роль «запасного» при полёте Гагарина. Но после своего полёта очень сблизился с Юрием. Они много времени проводили вместе, часто вдвоём появлялись на публике. Их поэтично называли «звёздными братьями».
Жизнь двух первых космонавтов резко изменилась после их полётов: она чётко разделилась на «до» и «после».
Бесконечная череда интервью, выступлений и встреч захватила героев космоса в свой круговорот. Партийно-государственная пропаганда на 100% использовала этих людей, сделав из них живых кумиров. Мало времени оставалось для работы, ребята стали превращаться в профессиональных «свадебных генералов», хотя предпринимали безуспешные попытки вернуться к космическим полётам.
Встречи часто сопровождались употреблением алкогольных напитков.
Колоссальная слава не сделала Титова высокомерным, но всеобщее обожание, новые возможности и чувство безнаказанности проявили другие отрицательные наклонности его личности. Из дисциплинированного, сдержанного и пунктуального офицера и примерного семьянина он превращался в необязательного, распутного, безответственного гуляку.
«Воспитатель» первых космонавтов, генерал
Титов любил водить машину на большой скорости, в том числе в пьяном виде, и часто попадал в ДТП. Закончилось тем, что в 1964 г. по вине Германа погибла молодая учительница, которую он взялся подвезти, будучи нетрезвым. Военная прокуратура спасла «космонавта № 2», квалифицировав трагедию как несчастный случай.
Потребовалось много времени, прежде чем Титов в достаточной мере «взялся за ум».
Сила земного притяжения
В 1960-е годы космические полёты были относительно редки, поэтому многие космонавты летали только по одному разу. К тому же после гибели Гагарина руководство страны решило беречь Титова, что делало очень сомнительной вероятность его дальнейших полётов.
Герман искал обходные пути в космос и в 1966 г. вступил в группу пилотов для боевой авиакосмической системы «Спираль», которая разрабатывалась
В 1967 г. в рамках программы он выполнял испытательные полёты на различных боевых самолётах. Но в 1969 г. Титов возглавил отдел, созданный по этой программе в Центре подготовки космонавтов, и снова лишился перспективы полететь.
Осознав, что в космос его больше не пустят, он в 1970 г. уволился из отряда космонавтов, поступив в военную академию.
Тем не менее Герман Степанович до конца жизни надеялся стать не только самым молодым, но и самым старым космонавтом, побив рекорд Джона Гленна, слетавшего в космос в 77 лет. Но этой мечте не суждено было сбыться: в сентябре 2000 г. возрасте 65 лет он скончался от сердечной недостаточности. Похоронен на московском Новодевичьем кладбище.
Слетав в космос в молодом возрасте, Герман Титов мгновенно стал прижизненной легендой. Но, как ни парадоксально, именно это практически закрыло для него дорогу в космос.