Скажем, выпускаешь автомобили. Марка, казалось бы, перспективная, охотно машину народ покупает. Но вдруг неожиданно поставщики узлов подняли цены на свои изделия и автомобиль уже автоматически сильно подорожал. Такую машину мало кто покупает.
Что делать? Снижать цену? Но тогда гарантированные убытки и впереди может быть даже банкротство. Продолжаешь работать преимущественно на склад, с надеждой, что все само наладится. Однако через два-три года данная модель на складе устаревает морально и физически. Разобрать на запасные части или отправить на переплавку? Но кто-то должен этим заниматься и получать денежки.
То ли дело было в СССР! Практически по всем «параметрам» экономики в стране имелось хроническое недопроизводство и тотальный дефицит, начиная с туалетной бумаги и кончая теми же автомобилями. Чтобы стать владельцем личного авто, нужно было ждать в очереди на него несколько лет. Вне очереди авто мог получить лишь передовик. Работая по плану, советский производитель всегда был уверен в том, что никогда не будет
Конечно, можно сказать, что у нас просто не научились работать по принципам капитализма. Допустим, это соответствует в какой-то мере данному моменту времени. Но тогда скажите, как понимать то, что происходит нынче с производством автомобилей на Западе? В Интернете много снимков, на которых огромные «кладбища» не проданных автомашин. Совершенно новых!
Перепроизводство в автомобильной промышленности? Да. Но как можно так просчитаться? Ответ простой: не знали, что через энное время произойдет с деньгами. Сократить производство? Это неминуемо обернется увольнением части работников и социальными проблемами. Сделать скидку на стоящие на складской площадке завода автомашины? Но это будет чревато большими убытками! Так что никто не станет рисковать. Проще заявить о том, что через каждые пять лет новый автомобиль в процессе эксплуатации частично теряет заводские гарантии безопасности. А коль так, продавайте его или отправляйте в металлолом и покупайте новый.
Под этот ход заводы ежегодно выпускают обновления моделей. Но очень часто оказывается, что обновленные авто от прежних отличаются лишь мелкими деталями дизайна внешне и внутри, совершенно не влияющими на систему безопасности. Но зато «добавки» эти ощутимо влияют на стоимость. Тут для производителя палка, имеющая два конца: покупать будут, но не в массовом порядке. Через некоторое время новая модель «забьет» собой очередную складскую площадку. Придумывать следующее обновление? Но что делать с той массой машин, что находится на автокладбищах?
В принципе, можно разобрать на запасные части и снова пустить в производство. Но тогда получится латание дырявого Тришкиного кафтана за счет рукавов. Полагаю, суть басни помните. Вопрос, что делать с лишними автомобилями, на Западе в условиях спонтанного рынка не имеет экономически приемлемого разумного ответа.