История автомобиля «Москвич» началась на базе автосборочного завода имени «КИМа» (КИМ — это Коммунистический Союз Молодёжи). Сам завод возник до войны, а затем, после нашей Победы, его реорганизовали в Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА). Вот, собственно, этот МЗМА и начал производство «Москвичей».
Мирная жизнь уже вошла в привычную колею, советский народ стал богатеть, и появилась потребность в массовом автомобиле для широких слоёв населения.
Сперва появился «Москвич-408». Наши конструкторы в этой модели отошли от традиционного послевоенного дизайна — всяких там арок, массивных дверей, удлинённых капотов — и сделали вполне современную модель автомобиля.
Машина «Москвич-408» впервые сошла с конвейера в конце 1963 года. В октябре 1964 года советский автомобиль выставлялся на международной выставке в Лондоне, а после этого стал продаваться за границу.
Однако совсем скоро стало понятно, что на смену 408-й модели придёт что-то другое. Дело в том, что у описываемой модели даже после всяких модернизаций двигатель подошёл к своему пределу: при объёме 1360 кубических сантиметров он имел мощность 50 лошадиных сил. Зарубежные модели, которые наши конструкторы имели возможность изучать, превосходили по указанным выше характеристикам 408-ю модель.
Тогда руководство завода и приняло решение создать на базе «Москвича-408» новую, более мощную модель. Собственно, почти весь кузов «Москвича-408» перешёл к «Москвичу-412», а вот внутренности, что называется, сильно переработали.
Самое главное, что удалось сделать нашим конструкторам — это создать новый двигатель для 412-й модели. Ведь двигатель — сердце автомобиля.
Новый агрегат для «Москвича-412» весил всего на 6 кг больше, чем подобный у 408-й модели. Но при этом развивал мощность в 75 лошадиных сил!
А хитрость тут заключалась в том, что наши конструктора поменяли компоновку нового двигателя и активно использовали при его создании алюминий и его сплавы. И это оказалось верным решением.
Получив чертежи нового двигателя, на Уфимском моторостроительном заводе начали его внедрение. Одновременно с этим велись работы по дополнительным испытаниям нового «сердца» автомобиля и модернизации 408-й модели, которая трансформировалась в 412-ю.
Следует заметить, что ещё до запуска 412-й модели в серию опытный образец советской машины принял участие в первенстве СССР по кольцевым гонкам и занял там четвёртое место.
Впрочем, если быть более точным, то на автомобиль «Москвич-Г4М» (гоночная версия) просто установили двигатель от 412-й модели. То есть четвёртое место, скажем так, получил, скорее, двигатель, чем гоночный автомобиль «Москвич-Г4М». Случилось это в 1966 году.
Ну, а конструкторам большего и не надо было. Они убедились, что новый двигатель вполне хорош, и после этого 412-я модель пошла в производство.
- В марте 1967 года и был собран первый серийный автомобиль «Москвич-412».
Вот тут вроде можно было и успокоиться. Испытания благополучно завершены, новая машина стоит на конвейере, люди даже томятся в очередях, чтобы её купить, и так далее…
Однако руководство завода останавливаться на достигнутом не хотело и настояло на том, чтобы в 1968 году три наших новеньких «Москвича» совершили марафон по маршруту Лондон-Сидней.
- Известно, что марафон этот был протяжённостью около 16000 км, закончился он 17 декабря 1968 года, и наша сборная заняла там четвёртое место.
Впрочем, этим марафоном дело не закончилось.
В 1970 году наши «Москвичи» совершили беспримерный заезд по маршруту Лондон-Мехико протяжённостью почти 26000 км. Столь длинный пробег объясняется тем, что вначале участники заезда прошли добрую половину Европы, а уже потом прибыли в Испанию, откуда на кораблях добрались до Южной Америки.
Надо пояснить, что все автомобили, которые участвовали в заезде («Форд», «Рено», «БМВ» и так далее) были не совсем серийными. Правила заезда позволяли оснащать машины дополнительными штуковинами с учётом той или иной местности.
Так, в частности, и получилось, что наш «Москвич» в серийном исполнении весил 1045 кг, а в марафонском исполнении потянул на полторы тонны.
На подготовленную для трудного заезда версию «Москвича-412» установили защиту двигателя, новые, чуть более широкие колёса, дополнительный бензобак, специальный каркас безопасности для гонщиков, улучшенные ремни, защиту радиатора от насекомых, а также мощную автомобильную оптику.
В результате совместной работы испытателей и конструкторов наши машины в описываемом заезде заняли третье место среди фирм-автопроизводителей.
Интересно и то, что «Москвичи-412», которые увидели на своих дорогах испанцы, югославы, немцы, французы, мексиканцы и так далее, стали продаваться за границей.
Так что наши машины знают не только у себя на родине. И это — весомый аргумент в пользу того, что в СССР было не всё так и плохо, раз бегают ещё по дорогам автомобили, произведённые 30−40 лет назад на заводе, ныне не существующем.