Большинство из этих историков сходятся во мнении, что Сталин среди своих машин особо выделял американский «Паккард», который любил за быстроходность и надёжность.
Однако, зная характер Сталина и проводимый им курс в стране, любой человек задаст себе вопрос: а как же отечественные автомобили? Неужели в огромном Советском Союзе с его успехами (и проблемами, как же без этого) не могли собрать подходящий автомобиль?
Разумеется, могли. И такой машиной, продемонстрировавшей достижения СССР и на ниве автомобилестроения, стал ЗИС-110, а также его бронированная модификация — ЗИС-115.
Источник видео: РКН: сайт нарушает закон РФ
Вообще, прототипом для этого ЗИСа стал всё тот же американский «Паккард». Однако в советский автомобиль внесли ряд дополнений и улучшений.
Уже на этапе проектирования ЗИС-115 конструкторы предусмотрели места для установки броневых листов. Двери, днище, детали кузова — везде были установлены броневые вставки для защиты первого лица государства.
Стёкла в этом уникальном автомобиле также были пулестойкие, толщиной около 5 см. Стёкла, разумеется, испытывали на прочность не только в лаборатории, но и на стрелковом полигоне. Так как такие стёкла были довольно тяжёлыми, для их поднятия в машине были не стеклоподъёмники, а специальные гидравлические домкраты.
Важный пассажир сидел в этой машине за водителем и в случае деликатных переговоров с каким-нибудь министром или влиятельным руководителем мог опустить стеклянную перегородку, отделявшую пассажирский салон от водителя.
Известно, что двери в ЗИС-115 получились очень тяжёлыми, часто их открывал не сам Сталин, а один из охранников. Кстати, двери от проникновения снаружи закрывались на два замка. Но для пущей уверенности каждая из дверей страховалась ещё и накидными цепочками!
На тот момент в описываемом автомобиле имелся неплохой уровень комфорта. В пассажирском отделении было два отопителя, откидные сиденья (за водительским местом), пепельницы, радиоприёмник и плафоны местного освещения.
Правительственный ЗИС-115 по понятным причинам получился чрезмерно тяжёлым. Поэтому для него изготовили специальный задний мост. Это повлекло за собой некоторые изменения в полуосях и ступицах, посему колёсные колпаки заднего моста стали более выпуклыми.
Однако заменой заднего моста дело не ограничилось. Пришлось на Ярославском шинном заводе спешно изготовить и новые усиленные покрышки для сверхтяжёлого (по сравнению с легковыми машинами того времени) ЗИС-115.
Покрышки изготавливали малыми сериями, и они были полностью чёрными. Обычные же покрышки по традиции того времени имели покрашенный белый обод на внешней стороне колеса.
Скорость автомобиля ЗИС-115 по сравнению с не бронированным автомобилем ЗИС-110 снизилась, и составила около 100 километров в час. А теперь представьте себе, как такая махина весом под семь тонн резко тормозила бы, да ещё с первым лицом государства на борту?
Поэтому проблему решали в духе того времени — на всём пути следования правительственного кортежа с помощью милиции обеспечивали «зелёную улицу» проезжающим советским «небожителям».
По правде говоря, тормоза в ЗИС-115, по словам знающих людей, получились не очень эффективными из-за своей конструкции. То есть тормозить предполагалась на таких машинах нечасто.
Помимо броневой защиты, служба охраны Сталина прибегала к таким простым, но эффективным мерам защиты, как запуск нескольких одинаковых машин по предполагаемым маршрутам первого лица страны. Даже если и готовилось покушение, надо было ещё угадать, в какой именно машине ехал сам Иосиф Виссарионович.
Кроме того, могли менять номера машин, что дополнительно сбивало с толку слишком наблюдательного человека.
Известно, что за всё время бронеавтомобилей ЗИС-115 было выпущено около двух десятков. Один из них принадлежал Ким Чен Иру, который получил эту машину в дар от советского правительства.
Версия ЗИС-110 (которая без бронирования) выпускалась до 1958 года, и таких машин изготовили 2089 штук.
Стоит ли говорить, что каждый из описанных автомобилей нынче ценится как какое-нибудь редкое художественное полотно…