Перейти к седьмой части статьи
Достаточно посмотреть рисунки средневековых «Бестиариев», чтобы убедиться, что внешность слона художники представляли весьма смутно. Особенно забавляют боевые слоны, которые несут на спине целые каменные башни с десятками рыцарей.
Не менее дивными были и представления о жизни этих животных. Считалось, что к сексу слоны равнодушны, поэтому, чтобы зачать детёныша, парочка отправляется в сторону Рая и вкушает перед совокуплением мандрагору — некий аналог виагры. Также одним из любимых сюжетов средневековых миниатюр является битва слона с драконом (мол, слон страстно дракона ненавидит и является единственным животным, способным его победить).
Если верить хроникам из истории слонов, первым слоном, живьём посетившим средневековую Европу, стал самец по кличке Абуль-Аббас. Так его назвал первый хозяин — арабский халиф Гарун аль Рашид, хорошо известный многим по сказкам «1001 ночи». Абуль-Аббас оказался слоном очень талантливым и долгое время забавлял свиту халифа, показывая разные фокусы. Например, отличал по запаху медные монеты от серебряных и раскладывал их в две разные кучки. Или стрелял из хобота… мышью. Да-да, байка Плиния Старшего про то, что слоны панически боятся мышей, которые объедают им подошвы и залазят в хобот, оказалась чистым фейком.
Б. Гржимек «Братья наши меньшие»:
«Пять индийских слонов, принадлежащих цирку Альтхоф, стояли в ряд в своем шатре стреноженные и привязанные цепями к ввинченным в пол крюкам, когда я вошел и прямо у них на виду опустил на пол свою мышку.Реклама
— Боюсь, поднимется большая паника, — предупредил меня служитель слоновника.
И что же? Колоссы, правда, поначалу несколько попятились от неведомой крохотной зверюшки, но вовсе не от страха, а скорей от неожиданности и удивления, потому что вскоре снова подступили к ней, разглядывая с нескрываемым интересом. …они подносили широко открытый кончик хобота к мышке на расстоянии четырех сантиметров и спокойно обнюхивали ее: что это еще за штуковина такая? Ни малейшей боязни того, что зверек может проскользнуть к ним в открытый хобот! Самая юная из слоних — подросток по кличке Беби — попробовала достать мышонка ногой. Это удалось ей не сразу, потому что слоны ведь были стреножены цепями за две ноги — одну переднюю и одну заднюю. И тем не менее, когда я на минуточку отвлекся, то бедная мышка оказалась уже раздавленной».Реклама
Правитель королевства франков Карл Великий так хотел заполучить себе смышлёного Абуль-Аббаса, что направил к Гаруну аль Рашиду посла — еврея Исаака. Уж не знаю, почему халиф согласился подарить европейскому королю своего любимца и как Исаак добрался с «подарком» до Европы. По крайней мере, в арабских хрониках эта история не упоминается совсем.
А вот европейские свидетельствуют, что в 802 году Абуль-Аббас всё-таки встретился с новым хозяином. Карл так полюбил «зверушку», что таскал её за собой во все военные походы. А так как климат в северной Европе совсем не «слоновий», то во время кампании против короля Дании слон простудился и в 810 году умер.
Следующие слоны попали в Европу только в XIII веке. Так Кремонский слон был подарен египетским султаном императору Священной Римской империи Фридриху II в 1229 году. А в 1255 году уже французский король Людовик IX подарил слона своему английскому коллеге Генриху III (видимо, животное было добыто во время 7-го Крестового похода).
Это был первый слон, вступивший на землю Великобритании со времён боевых слонов римского императора Клавдия. Видимо, он также был первым слоном, нарисованным при жизни (его запечатлел монах-бенедектинец Мэттью Парижский в своей «Большой хронике»). Генрих III поселил зверя в Тауэре и баловал, в меру своего разумения — кормил отборной говядиной и поил лучшим красным вином. Собственно, от перепоя слон благополучно и скончался — уже в 1257 году…
Римские Папы тоже люди, и они тоже мечтают о ручном слоне. Первым эту мечту реализовал Папа Лев X (урождённый Джованни Медичи) в 1514 году. К тому времени Васко да Гама как раз открыл морской путь в Индию и мог экспортировать слонов уже напрямую. Вот португальский король Мануэль I и подарил Льву X самца по имени Ганно.
У Папы слон прожил недолго, но успел стать источником вдохновения для итальянских поэтов и художников. Например, в панегирике Паскуале Маласпина писалось, что Ганно «танцевал изящнее, чем человек, и становился перед Папой на колени, чтобы выразить своё почтение».
Когда в 1517 году слон умер, то мемориальную фреску для него разрабатывал сам Рафаэль, а Лев X лично сочинил эпитафию со словами: «То, что забрала природа, восстановило искусство Рафаэля из Урбино». Тогда же Пьетро Аретино написал свою сатиру «Последняя воля и завещание слона Ганно», где остроумно «потроллил» многих папских придворных. Как ни странно, сатира Льву X понравилась, и он стал покровительствовать писателю.
Очередного слона по кличке Соломон (Сулейман) португальцы направили в 1551 году будущему императору Священной Римской империи Максимилиану II в качестве свадебного подарка. Так как Соломон находился в Лиссабоне, а Максимилиан — в Вене, то слон совершил грандиозный пеший тур практически через всю Европу. За год он успел «с аншлагом» побывать в Барселоне, Генуе, Милане, Кремоне, Мантуе и других городах. В 2008 году эта беспрецедентная история стала канвой романа «Странствие слона» португальского писателя и лауреата Нобелевской премии Жозе Сарамаго и позволила отобразить широкую панораму Европы XVI века.
Ну, а «слоновьей звездой» XVII века стала дрессированная слониха по имени Ханскен, гастролировавшая по разным европейским городам. На своих представлениях она становилась на задние ноги, махала флагом, била в барабан, надевала шляпу, доставала деньги из чужих карманов и стреляла из пистолета. Её образ остался запечатлённым на эскизах таких художников, как Рембрандт и Стефано делла Белла.
В XVIII веке слона смогли увидеть и жители американского континента…