Он вообще не костяной и похож на кожный слоистый нарост, состоящий как бы из спрессованных волос.
Хотя главной составной частью и рогов, и волос, и перьев, и когтей, и копыт является керотин, ученые (вопреки многим популяризаторам) утверждают, что по структуре рог ближе не к волосам, а к роговой части копыт.
Если рог обламывается, из раны течет кровь, а с течением времени из нее вырастает новое «украшение». Иногда его размеры могут быть весьма внушительны: так, самка черного носорога из Национального парка Амбосели (Кения) отрастила себе рог длиной 138 см.
Горькой иронией стало то, что столь грозное оружие вместо того, чтобы защищать гигантов, стало главной причиной их массового истребления.
Поверье о лечебной силе носорожьего рога зародилось в Азии много тысячелетий назад. Сначала рог считали индикатором для яда, поэтому владыки Востока обязательно имели в коллекции вырезанные из него чаши. Налитый в такие сосуды ядовитый напиток должен был обязательно зашипеть и запениться. Видимо, постепенно подобная технология себя не оправдала, и рога перешли под юрисдикцию лекарей. Так, в Китае из них готовили жаропонижающее средство. В Индии же вид рога навел какого-то мудреца на мысль использовать сие средство по прямому (точнее, выпрямляющему) назначению — возвращать и повышать мужскую потенцию. Доводы ученых о том, что никакой стимулирующей силой рог не обладает, действовали мало. Вера в носорожью «виагру» была так сильна, что браконьеры сначала изрядно проредили ряды индийских носорогов, а потом принялись за африканских. Еще бы: за один большой рог можно было купить себе
Носорог атакует
«…Где носорог носит в бело-красных глазах неугасимую ярость низверженного царя и один из всех зверей не скрывает своего презрения к людям, как к восстанию рабов. И в нем притаился Иван Грозный».
(В. Хлебников «Зверинец»)
«…идет Носорог; а у Носорога на носу рог, и глазки у него поросячьи, и манеры у него очень плохие».
(Р. Киплинг «Откуда у носорога такая шкура»)
«У носорогов очень плохое зрение.
Но при такой массе это уже не их проблема».
(Анекдот)
Не знаю, как на кого, но из всех обитателей Киевского зоопарка на меня особенное впечатление произвел именно носорог. Его вольер был огражден с виду невысокой перегородкой, но впечатление, когда в метре от тебя проносится раздраженно хрюкающая внушительная туша — незабываемо, даже если понимаешь, что коротенькие ножки носорога не в состоянии преодолеть ограждение.
Скверный характер носорога давно стал притчей во языцех. Считается, что любой посторонний объект способен вывести толстокожего из себя. И если большинство зверей предпочитают удалиться с глаз долой, то носорог чаще всего впадает в ярость и атакует. Многие считают, что подобная нервозность вызвана плохим зрением гиганта. На расстоянии 50 метров наш герой уже путает людей со стволами, и нередко начинает атаковать ни в чем не повинные деревья. Но плохое зрение отчасти компенсируется хорошим обонянием, и чтобы учуять опасность, носорогу вовсе не обязательно видеть. Браконьеры это отлично знают и, подбираясь к носорогу, обязательно определяют, куда дует ветер.
Также натуралисты считают, что в четырех случаях из пяти нападение — это всего лишь демонстрация, и до конца носорог его не доведет. На худой конец, можно воспользоваться его слепотой и перед критическим сближением отскочить в сторону, предоставив носорогу тупо бежать дальше. Правда, сии мудрые советы как-то не хочется проверять на практике, чтобы случайно не оказаться тем самым пятым случаем. Раненые носороги уж точно демонстрацией не ограничиваются.
Однако находятся и любители пошалить с носорогом. Так, среди африканских ребятишек одного из племен популярна следующая игра: один подкрадывается к дремлющему носорогу и кладет ему на спину камешек, а второй должен этот камешек незаметно снять. Вот это экстрим так экстрим! А немецкий натуралист Б. Гржимек видел, как над неповоротливостью носорога насмехаются даже львы.
Б. Гржимек «Они принадлежат всем»:
«Как-то… шесть молодых львов развлекались тем, что дразнили носорога. Окружив его, они по очереди подбегали к нему сзади, подпрыгивали и отвешивали ему изрядный шлепок по заднему месту. Естественно, толстокожий был этим страшно возмущен, каждый раз круто поворачивался, но… никого не обнаруживал. Наконец, носорог решил не замечать шлепков по своему заду. Вскоре и львы потеряли интерес к этой забаве и ушли. Этот случай далеко не единственный; львы часто используют носорогов для своего развлечения».
Такое хамское отношение к африканским носорогам невозможно в случае с носорогом индийским. Индийские носороги особенно безрассудны и смелы (или тупы, если вам угодно). Они вполне способны атаковать слона, что нашло отражение и в средневековых полумифических «Бестиариях», и в документальных рассказах натуралистов. Интересно, что при нападении индийский носорог обычно не бодается рогом (он у него небольшой — 20 см), а… кусается клыками нижней челюсти!
«Зоология» Геснера, 1551 г.:
«Если носорог хочет напасть на слона, то сначала рог о скалу поточит, а потом вобьет рог слону в живот и распорет его. Но если не попадет, а рогом другое место заденет, слон его повалит хоботом своим и клыками своими на куски разорвет. Страшную ненависть эти два животных питают друг к другу. В городе Лиссабоне, где много народу и среди них почтенных купцов, как-то можно было увидеть носорога, который заставил слона бежать от него…»
Э. Джи «Дикие животные Индии»:
«Самка сразу же нас атаковала, а слон испугался и пустился в бегство. В этой суматохе я потерял шляпу и футляр от объектива. После того, как самка носорога успокоилась и отошла, мы решили искать пропажу.
Шляпу слон нашел быстро и подал ее мне на хоботе, но футляр нам пришлось искать самим. Только мы сошли на землю, как носорог вернулся и опять бросился на нас. Один из моих спутников поспешно взобрался на дерево, а с другим мы установили рекорд быстроты влезания по хвосту слона. Сам слон в испуге отчаянно трубил.
…Нужно сказать, что, как правило, даже хорошо выдрессированные слоны боятся носорогов; в Ассаме или Бенгалии уходит несколько месяцев на то, чтобы приучить слона не бояться носорога и вести себя спокойно. Но и это удается лишь в том случае, если слоном управляет опытный погонщик. Непальские слоны, по-моему, в этом отношении лучше индийских, их учат активно отвечать на нападение носорогов, а целеустремленной атаки носорог обычно не выдерживает".
Э. Джи считал, что именно безрассудная ярость стоила этому виду жизни. То, что годится для слонов и тигров, бессильно против человека с ружьем.