Особенности выбора домашнего питомца
Детям присуща сенpитивность — неодинаково проявляемая восприимчивость к новому; так познается мир. Детская непосредственность — это о вере в чудеса, о наивности, видении мира в бесхитростном понимании, в отличие от видения того же мира через призму насыщенного эмпирического опыта, разнообразия успехов и разочарований, неизбежных при социальном взаимодействии.
Видели ли вы взрослых, не прекращающих мечтать, играть, «превращаться», не боящихся обсуждений и осуждений — это все из детства, насыщенного и счастливого. «Наивность не порок»; ребенок иногда предложит столь простой и верный путь к решению, что его назовут креативным. Я бы обращался к детям за консультацией в сложных «взрослых» решениях. Понятно, что ответ ребенка трансформируется с учетом допусков и соответствий, однако идея, заложенная в непосредственном детском мнении, важна.
Малыш растет, видя перед глазами «параллельную» реальность мира: на улице — кошек и собак, животных в естественной форме, в сказках — в виде иллюстраций. Видеоряд дополняется мультфильмами и играми.
Да, есть различия, формируемые по месту жительства:
- в сельской местности еще можно увидеть и потрогать коров, коз, овец, других животных — в подсобном хозяйстве и в лесу, иногда лисы подходят к жилью;
- в мегаполисах урбанистическая культура ограничила возможности общения с животными и оставила лазейки в виде зоопарка, зоомагазина, цирка, других форм содержания в неволе.
Выбор друга-питомца связан с детскими предпочтениями и почти всегда с возможностями и планами родителей, которые, выбирая животное под себя, подталкивают ребенка к тому же выбору аргументами и рассказами. Ребенок хочет выбрать сам, но не может по условиям своей зависимой от взрослых роли.
На мой взгляд, такой
По результатам научных исследований в РГПУ им. Герцена и из авторского опыта следует, что дети хотят динозаврика, дракона, лисенка, волчонка, змею, мангуста, сову — тех, чьими образами наполнено сознание при освоении книжек, сказок, мультфильмов. И лишь в последнюю очередь хотят собачек, кошек, козлят, морских свинок, мышат, хомяков, рыбок… Почти никто не хочет лягушку или крокодильчика… Несмотря на то, что эти животные существуют в природе.
Родители, не желающие в городской квартире иметь волчонка или петушка, направляют мысль и волю ребенка по своему усмотрению, повторяя образы одного и не говоря о других. Примерно так же с сознанием детей и взрослых действует реклама и пропаганда — бич нашего времени.
На практике выбор домашнего питомца в городской квартире почти всегда происходит под влиянием родительского мнения, ребенок соглашается «хотя бы на что-то», мечтая о другом… Когда-нибудь, став взрослым и сильным, чтобы сопротивляться неудобному мнению хотя бы протестом, он будет выбирать сам.
Если посмотрим на феномен с психологической точки зрения, и тут найдем подтверждение: став взрослыми, мы нередко выбираем для себя и детей не тех животных, с которыми — выбранными для нас — играли дома сами. Это кое о чем, да говорит. Повторюсь, что в сельских условиях выбор и
Наиболее управляемые и отзывчивые животные, подлежащие простой дрессировке, помогут родителям в воспитании детей. В городской черте есть ограничения по размерам: малогабаритные квартиры похожи на клетки для людей, не то что для животных. Но дело не столько в типичном выборе одного из многих, сколько в необходимом разнообразии животных для гармоничного воспитания. Именно разнообразие внешнего облика, черт и характерных особенностей восприятия, дрессировки, инстинктов животных нужно ребенку. И именно этого не могут позволить себе городские родители.
К примеру, козлята отзывчивы и для ребенка интересны, но как научить их не скидывать свои горошинки повсюду? Кроме того, кругом будет сено… Городские нередко выбирают простые виды домашних животных — собак, кошек. Но и те, и другие бывают разных пород, в том числе декоративных, некоторые требуют заботы больше, чем сам ребенок.
Забота о беззащитном друге — главное, чему эмпирически научат ребенка домашние питомцы. Забота систематическая и ненавязчивая, включая кормление, уборку, выгул (при необходимости). Забота на втором месте для ребенка после главного слова «мой». Собственнический инстинкт человека, даже маленького, никто не отменял.
Поселяя домашнего питомца с ребенком, родители удовлетворяют, прежде всего, этот главный запрос, а затем выбирают «для себя» помощника и продолжают осуществлять воспитание ребенка через животное, применяя «правильную», нужную им аргументацию и показывая пример заботы. Собачек и кошек выбирают оттого, что так принято у всех (весьма небезупречная родительская аргументация), выбор относительно безопасен, сравнительно просто ухаживать и потому, что они воспринимают простые способы дрессировки.
Влияние питомца на характер ребенка
Он — мой «друг», я делаю с ним все, что хочу, а он за это на меня не обижается. Животное становится зависимым от ребенка примерно так, как сам ребенок зависит в этом возрасте от взрослого (родителя). Домашний питомец, по сути, безответный.
Да, он может «проявить характер», отмстить запахом и «лужей», укусить, испортить тапки, мебель, обстановку. Но не говорит — не спорит. Ребенок сначала жалеет об этом, хочет разговаривать и общаться, потому и учит «язык животного», дабы понимать его и доносить собственные желания. Но приобретая опыт общения, наслаждается безответностью. Немногим людям нужен тот, кто спорит или не согласен. Всегда нужен «верный», поддерживающий, с улыбкой радости молчаливо соглашающийся на все, что бы вы ни захотели.
Так в заботе проявляется желание личности доминировать, подчинять по своему усмотрению и подобию, влиять и блистать вместе с «другом». Весьма небезупречные человеческие желания — делать с животным то, что так или иначе не позволяют, сопротивляясь, делать с собой в социуме другие. И тогда домашний питомец становится компенсацией, заменителем социального общения.
Да, бывает и так. В этом мало кто признается.
Два слова об ответственности
Итак, домашний питомец выбран и приведен в дом. Счастья у ребенка — «полные штаны». Предстоит период знакомства, адаптации, воспитания, а начинается все с совместных игр. Ведь в доме появился новый (или единственный) настоящий друг, «мой друг», «только мой».
Как объяснить ребенку, почему питомца нужно беречь и защищать? В семье, где несколько маленьких детей, желание каждого иметь персонального друга — велико. Беречь и защищать питомца нужно не потому, что тот меньше по размеру, хотя некоторые животные быстро растут, а потому, что он зависим постоянно. Не покормишь, не дашь воды — животное может заболеть и умереть. А те, что бегают без хозяев на улице — или убежали от плохой жизни, о них не заботились, или их выгнали.
Дальше варианты разъяснения могут быть разными, в зависимости от испорченности родителей — «за плохое поведение», «за то, что укусил», «потому, что напИсал», потому, что «хозяева плохие». На аллегориях развивающаяся личность продолжает познавать жизнь, неизбежно сравнивая свое поведение с другими. «А я не такой, — говорит он себе, — я хороший, заботливый». Социальная оценка важна ребенку, особенно в возрасте 3−10 лет.
Через домашнего питомца родители получают дополнительный инструмент воспитания. Можно манипулировать сравнением, примером, антипримером. Слово «манипулировать» не предполагает отрицательную коннотацию и зависит от условий, ситуации, контекста, так или иначе манипулируют другими все, ну, или пытаются. Важно другое. Домашний питомец — только потенциальный «инструмент» обучения, заботы, ответственности. Кардинально не изменит мир или отношения между членами в семье. Может получиться хорошо, а может — и так, и этак, что нередко бывает.
У многих детей есть домашние питомцы, а общение с ними поможет отладить коммуникацию и со сверстниками. Домашнее животное становится ребенку другом, результат заботы проявляется в фантастических решениях в формате социального соревнования с другими: в сообществах по интересам, выставках животных, им подбирают одежду, подстригают и причесывают, демонстрируют перед друзьями, фотографируют и делают селфи, удовлетворяя собственные инстинкты — мое, лучшее, «посмотрите на нас». В мире это актуально.
Возникают общие интересы, сближающие в общении — можно обсуждать, обмениваться опытом, информацией. И даже лечить при случае. Кто-то и рыбок в аквариуме выбирает и заботится о них. Но с той же целью. Из ежедневной заботы вытекает ответственность — этому тоже учит общение с братьями меньшими. Так ребенок лучше социализируется.
Главное в заботе о братьях наших меньших — понимание, что рядом тоже живое существо со своими особенностями, желаниями, иногда требованиями, реакциями. Так, учась общению с питомцем, ребенок учится и общению со сверстниками.