Что важнее в воспитании детей — приучить к порядку или дать творческую свободу?

Реклама
Профессионал
Из и́скры возгорится пламя
А. И. Одоевский

Не дайте соврать, но ведь у каждой мамы, особенно если она мама троих и более детей, как и я, ваш скромный автор, в темном хозяйственном шкафу хранится большое количество поломанных граблей, на которые она наступала порой неоднократно, пока растила своих любимых чад.

И нередко эти грабли, угрожающе вываливаясь наружу, снова больно бьют воспоминаниями незаслуженных наказаний, непомерных требований и постоянных скандалов, учиненных когда-то детям, в момент своих эмоциональных взрывов и физической усталости.

Отношение к старым граблям, безусловно, у всех складывается разное. И тем болезненнее оно, чем выше перфекционизм хозяйки шкафа.

То, что дети — это открытые создания, несущие в наш мир естественное, чистое и такое же открытое творчество, мы-то, конечно, понимаем, потому как слышим это ежедневно во всех социальных сетях. И еще потому, что… это правильно звучит! Только не ложится это детское творчество своим неровным слоем на наш налаженный быт. И, занимаясь

Реклама
воспитанием ребенка, учим мы его вовсе не реализации творческой, а порядку. Даже, скорее, приучаем, как павловских собачек.

И основной вопрос здесь в том, дорогие мои, а где вы видели уравновешенного и четко организованного творческого человека? Эдакий бухгалтер-управленец-Рембрандт-Моцарт? Просто попробуйте прочувствовать несочетаемость этих «через-тире» персонажей. Прочувствовали?

Таки придется выбирать! Радующий энергичный спонтанный поиск в мире с ненавязчивой поддержкой и советом или немецкий Auftrag (порядок). Первый — куда более затратный!

Реклама

И чаще мы, взрослые, выбираем порядок. Он кажется нам гораздо важнее радости творчества, он делает мир понятнее и безопаснее, сильно облегчает жизнь (по полочкам, ровными рядами, в искомой последовательности).

И это объяснимо. Любое незнакомое явление, да еще и возникающее случайно, рождает вначале непонимание, а потом часто страх и желание избавиться. И вместо принятия в копилку опыта — как негативного, так и позитивного — мы начинаем рационализировать и объяснять все подряд. А что не объясняется — в топку его! Так безопаснее.

Итог: мы обучаем детей тому, чему научены сами — безопасности. Важная вещь, конечно. При этом редко кто удосуживается повозиться со спонтанностью

, авантюрами и приключениями детского ума.

В защиту неизведанного: если вы вдруг обнаружили, что ваш ребенок не адепт точных дисциплин и Auftrag, не душите его «всем по своим полочкам», дайте ему больше воздуха для вдоха, и он сотворит свою личную полочку, но невиданного для вас космического размаха и красоты.

А порядок оставьте счетоводам. Ведь этот мир развивается благодаря взрывам сверхновых, вечным стрессам и постоянным изменениям. Он идет от плохого, негодного к хорошему и лучшему! А любое внешнее (видимое) изменение всегда начинается изнутри, из маленькой искорки — возьмите хоть звезду на небе, хоть человека на Земле.

Реклама