Эвтаназия — тот самый предмет, из-за которого люди яростно спорят. Кто-то борется за право умереть спокойно, перестать чувствовать нескончаемую боль. А кто-то считает, что человеку нельзя кончать жизнь самоубийством.
Сам термин «эвтаназия» предложил Роджер Бэкон в XVI веке. Он произвел этот термин из двух греческих слов: «эу» — хороший, и «танатос» — смерть.
В Древней Греции, которая в Древнем мире была ярким примером демократии, гражданин в случае безнадежной болезни, ранения или травмы мог попросить у товарищей смерти — и его убивали быстро и с наименьшими муками. Самоубийство в подобных случаях тоже не считалось чем-то плохим.
По мере распространения христианства и мусульманства отношение к
В XIX веке самоубийц считали умалишенными. И тех, кто неудачно пытался совершить самоубийство, после излечения ожидал сумасшедший дом.
В XX веке отношение к эвтаназии сильно изменилось.
В Германии эпохи нацизма эвтаназия была в чести у руководства. Ее реализовывали на уровне государственной политики, умерщвляли не только умирающих смертельно больных, но и инвалидов или расово неполноценных. Общая государственная идея была такова: люди, неспособные плодотворно трудиться, считались лишней нагрузкой на общество, от них следовало избавляться.
Была создана программа Т-4 (от нем. «Aktion Tiergartenstrasse 4») — от местоположения комиссии по эвтаназии. Вначале помогали уйти страдающим от болей смертельно больным. Потом начали уничтожать людей с расстройствами психики, потом к ним добавили еще и инвалидов или тех, кто болел дольше 5 лет. Потом начали уничтожать и детей.
После краха системы нацизма все эти злодеяния были преданы огласке. Обычные люди ужаснулись, а кое-кому на Западе идея весьма понравились. Ведь и в самом деле, люди немощные или с психическими отклонениями работать в полную силу не могут — так для чего им жить? Они прибыли уменьшают.
Кроме этого, некоторые люди готовы умертвить больного, ибо он очень мучается, а смерть избавляет его от мук. Воистину, пословица про благие намерения — это про них.
Таким энтузиастом был американец Джейкоб Кеворкян. Он, жалея тяжелобольных и умирающих, дарил им легкую смерть. Придумал аппарат для самоубийства мерситрон. Больной собирал прибор, который вводил ему через капельницу набор лекарств, безболезненно его умерщвляющих.
Кеворкян не прятался, наоборот, рекламировал свой подход к жизни и лечению. Его пытались судить, но не хватало улик. Тогда он нарочно снял на видео и опубликовал процесс своего участия в самоубийстве. Его осудили на 25 лет. А через выпустили только через 8 с половиной лет.
При помощи придуманного им прибора около 130 человек смогли собрать аппарат и уйти от боли. Доктор Кеворкян получил прозвище «Доктор Смерть
Но на самом деле в конце XX века было несколько врачей, далеко его превзошедших, которые, вдобавок, вовсе не были такими альтруистами, как Кеворкян. Просто Кеворкян имел во много раз больший пиар.
Некоторые врачи-убийцы занимались эвтаназией, то есть, преступая закон, помогали тем больным, которые уже измучились от боли и не имели надежды выжить.
Это, например, Джон Бодкин Адамс. Был арестован полицией и обвинен в гибели 100 человек (а возможно, и больше). Он не спрашивал у умирающих, хотят ли они избавиться от мук — просто делал инъекцию, от которой они быстро умирали.
А некоторые получали от процесса убийства удовольствие. Вот имена эти радетелей за отсутствие мучений у больных, получавших удовольствие от гибели пациентов:
- Майкл Суанго.
По мнению полиции, доктор Майкл Суанго убивал, едва он начал медицинскую практику в начале 1980-х годов. Поймать его на горячем не сумели, у него просто отобрали лицензию хирурга. Он начал работать в Скорой помощи — и тут тоже начали умирать люди. А потом стали болеть его коллеги по работе и даже любимая девушка. Оказалось, Майкл просто травил коллег и любимую мышьяком. Он успел сбежать в Южную Африку, но был выдан властям США и приговорен к пожизненному заключению. - Гарольд Шипман.
Вводил больным сверхдозу болеутоляющих средств. Процессом умирания пациента он наслаждался. Погибло более 200 человек.Реклама - Дональд Харви.
Работал санитаром в г. Лондоне. В штате Кентукки. Больных душил, отключал от аппаратов, поддерживающих жизнь, вводил инсулин и яды — вплоть до цианистого калия. Признался в убийстве 87 человек. Но, по мнению следствия, в действительности убил от 35 до 50 человек. Работал в разных больницах 17 лет, пока не был изобличен и арестован.
Когда надежды жить уже нет и постоянно мучает боль, то эвтаназия, наверное, все же предпочтительнее долгих мучений. Но уж больно часто те медики, которые встают на этот скользкий путь, начинают наслаждаться процессом убийства.