Чем удивил заполярный Нарьян-Мар?

Реклама
Грандмастер

Музей-заповедник «Пустозерск» и его природа

Всего в 26 км от Нарьян-Мара находится удивительное место — «Историко-культурный и ландшафтный музей-заповедник «Пустозерск», или кратко — «городище Пустозерск». Когда мы планировали поездку в Нарьян-Мар, многие говорили о желании побывать в этом заповеднике, хотя были и скептики: «Что там смотреть, в этом исчезнувшем городе? Одни кресты и могилы».

Знатоки истории наверняка знают, что Пустозерск — это первый русский город за Полярным кругом, основанный по указу царя Ивана III в1499 году. Город, служивший военным и торговым опорным пунктом России для продвижения на северо-восток, центр Печорского края.

Многим Пустозерск известен и как место казни (сожжения в срубе) проповедника старообрядчества, протопопа Аввакума с тремя сподвижниками 14 апреля 1682 года, после 15 лет заточения в земляной яме. Существует легенда, что Аввакум перед казнью произнес пророческие слова: «Сему месту быть пусту!»

В XVIII веке, когда появились более удобные пути продвижения на Урал и в Сибирь, а также вследствие обмеления ведущих к Пустозерску рукавов Печоры, город утратил свое значение, превратился в захолустную деревню.

Реклама

С 30-х годов ХХ века, с появлением Нарьян-Мара, жители Пустозерска постепенно переселялись в город и соседние деревни, благо деревянные дома довольно просто было разобрать и перевезти на новое место. В 1964 году последний дом был перевезен в соседнюю деревню Устье.

В 1986 году территория вокруг опустевшего Пустозерска объявлена природно-историческим заповедником.

Реклама

А в 1991 году в Нарьян-Маре открылся музей — «Историко-культурный и ландшафтный заповедник «Пустозерск», разместившийся в деревянном двухэтажном доме, тоже когда-то перевезенном из Пустозерска. В экспозиции этого небольшого музея показана краткая история и быт его жителей. Музей занимается обустройством, и охраной памятников Пустозерского городища, которое занесено в список культурного наследия России.

Именно этот музей периодически организует экскурсии в заповедник. Доставлять туристов туда непросто, сухопутной дороги нет. В зимнее время, когда замерзают реки и озера, на снегоходах «Буран» попасть туда можно менее чем за час. Летом каждый желающий может добраться на моторных лодках (запретов на посещение нет, пристать к берегу можно в любом месте). Летом в заповеднике ежегодно устраивается волонтерский лагерь, молодежь приезжает на две-четыре недели, живут в палатках и помогают приводить в порядок территорию заповедника, выполняют строительные работы.

Реклама

Из нашей группы в Пустозерск собрались ехать шестеро женщин, все старше 60 лет. Середина сентября, погода хмурая, температура днем +4- +5 С. Потому организаторы поездки предупредили, что надо одеться тепло, обязательно резиновые сапоги, взять термосы с чаем и бутерброды.

Для доставки музей арендовал две лодки с подвесными моторами, одна была полностью открытая, у другой было некое подобие кабины. В одной лодке, кроме хозяина-моториста, разместились экскурсовод и трое туристок, в другой — моторист и три пассажирки.

Реклама

17 сентября в 8 часов утра прибыли на берег. Нас снабдили спасательными жилетами, и мужчины-мотористы буквально перетащили в лодки, ибо причала, как такового нет ни в городе, ни в Пустозерске. Мы спросили их: «Что же вы не сделаете хотя бы переносные трапики, чтоб удобнее в лодку садиться и выгружаться?» Им совет понравился, решили подумать над этим…

Заработали моторы, лодки вышли в Городецкий шар — один из рукавов Печорской дельты. На Севере многочисленные рукава реки называют шар.

Реклама

Путь проходил и по мелкому Бабьему озеру (это мелководная часть Городецкого шара), где лодка дважды садилась на мель, но мотористу быстро удавалось сняться с неё. До Пустозерска шли полтора часа, проходили мимо деревень Тельвиска, Устье. Основательно продрогли и очень обрадовались, когда наконец лодки уткнулись в песчаный берег. Как и при посадке, мотористы на своих спинах высадили нас на берег.

Оставив жилеты и сфотографировавшись, отправляемся в поход по Пустозерскому городищу — знакомиться с природой и оставшимися памятниками.

Реклама

Наша экскурсовод, молодая женщина Евгения Михайловна сказала, что до того места, где собственно стоял город, мы пойдем километров шесть по лесотундре. Не зря в названии заповедника присутствует слово «ландшафтный» — в районе Городища есть два реликтовых леса: ближе к деревне Устье находится Большой бор, а там, где высадились с лодок мы, тропа пройдет через Малый бор. Я нашла в Интернете небольшую карту городища Пустозерск и показала зеленой линией примерно наш маршрут от высадки и до Городища.

Для сохранения растительного покрова, деревьев, кустарников, мхов и природы в целом дорог здесь не прокладывают, используют старые тропы и остатки старинных нешироких дорог.

Реклама

Погода, на наше счастье, улучшилась, иногда даже на короткое время показывалось северное солнышко. Когда поднялись от берега реки к лесу, увидели ерник — заросли карликовой березы, листочки ее были уже красными, но еще не облетели. А рядом — кустики голубики, черники, чуть дальше — брусники и водяники (она же — психа по-местному). Мы обрадовались, даже немного поели этих ягод, их немало сохранилось на кустах, жаль, останавливаться надолго было нельзя, день северный короткий, а пройти и посмотреть предстояло много. Из крупных деревьев в Малом бору в основном растут березы извилистые (betula tortuoso) и ель обыкновенная (betula tortuoso).

Реклама
Реклама

То, что Малый бор не просто лес, а часть заповедника, видно сразу, так как здесь много разных знаков и указателей с пояснениями. Вот перед нами березовая аллея шириной около полутора метров, старые березы обозначают утоптанный участок дороги, по которой ходили из Мезени в Пустозерск.

Реклама

Березы здесь не такие стройные и высокие, как в средней полосе России, они растут кучками, порой извиваясь, перекручиваясь. Показали нам в бору и скрученные в узел еловые стволы, что вообще необычно, ведь еловые стволы, как правило, ровные, тянутся вверх.

Реклама

На территории Малого бора растет можжевельник сибирский, причем достаточно высокий, иногда его широкие кусты напоминают подстриженную клумбу. Есть здесь и пустынные песчаные пространства, называемые Ярей — голая земля (по-ненецки яра — песчаный). Это котловины выдувания, подобные можно увидеть на берегу Балтийского моря, в дюнах.

Реклама

Реклама

Склоны невысоких холмов выглядят очень живописно — бело-розовый ягель, зеленые стланники водяники, мхов и красные листочки арктоуза альпийского, который местные называют волчьей ягодой.

Реклама

Кое- где попадались грибы, уже переросшие, а обычно летом здесь их бывает очень много. Почти на выходе из бора на луговину показала нам экскурсовод еще одно необычное природное явление — «ведьмины метелки», висят на березах, похожи на осиные гнезда. Но это не гнезда, а разрастание древесных тканей под воздействием грибка Taphrina, содержащего ауксин, природный стимулятор роста.

Реклама

Видели мы в лесу и парочку куропаток, еще в летнем пестром оперении, перебегали между норками лемминги — полярные мыши.

Уже почти на выходе из леса, ближе к окраине древнего поселения, совсем недавно установили деревянную скульптуру волостного старшины, который выдавал разные разрешительные документы, например, на право поселиться здесь.

Напротив скульптуры скамейка, на которой мы отдохнули и «попросили» старшину разрешения на дальнейший путь в Пустозерск. Невдалеке поставлена деревянная же фигурка полярного песца. Экскурсовод сказала, что в планах музея поставить деревянные изображения основных обитателей тундры.

Продолжение следует…

Реклама