В Нарьян-Маре я бываю нечасто, и было приятно видеть, как стремительно растет, развивается и хорошеет наш город, появляются новые жилые дома, школы и детские сады, памятники, объекты культуры.
Я хочу рассказать лишь о наиболее интересных местах. В один из дней в середине сентября нам организовали экскурсию в Центр Арктического туризма, расположенный в семи километрах от центра города, непосредственно в тундре. Центр открылся сравнительно недавно, в 2016 году, но пользуется большой популярностью и у приезжих, и у горожан.
Конечно, для большинства местных жителей поездки в тундру — рядовое событие: за грибами, за ягодами летом и осенью, на рыбалку в тундровые озера и речки, на охоту, да и просто пожить несколько дней на природе. А вот для приезжих, особенно когда ограничены по времени пребывания, поехать в тундру довольно непросто, с транспортом проблемы.
Вот Центр Арктического туризма и взял на себя миссию знакомить туристов и приезжих с жизнью и бытом местного, коренного населения. От города до Центра сделана хорошая бетонная дорога, полчаса — и мы на месте.
Здание Центра построено совсем недавно, сияет красками и чистотой, боковые части стилизованы под ненецкие чумы. Здесь нас встретили руководитель и две милых женщины — экскурсоводы. Сначала посмотрели офис Центра, там есть небольшая гостиница, магазин традиционных ненецких сувениров, зал для проведения мероприятий.
А потом пошли к видневшимся невдалеке чумам, и экскурсоводы знакомили нас с особенностями быта ненцев в тундре. Центр пока располагает всего двумя чумами — летним и зимним, так как приобретение их — довольно дорогое удовольствие.
Зимний чум покрывается оленьими шкурами в два слоя — мехом внутрь и мехом наружу, потому цена его более миллиона рублей. Летние чумы раньше покрывали вымоченной и вываренной берестой, а теперь, конечно, брезентом.
Почти до середины ХХ века внутри чума обычным был открытый очаг, на котором готовили пищу, и он же обогревал жилище. Но теперь для этих целей используются печки-буржуйки, они устанавливаются на кирпичный или бетонный блок. Поперек чума вверху закрепляются две горизонтальные жерди — на них сушат одежду и развешивают другие вещи домашнего обихода. Дым буржуйки уходит через трубу в верхнем отверстии.
Поблизости от чумов устроено своеобразное религиозное место — капище, как бы храм под открытым небом. По верованиям ненцев такое капище можно устраивать, если лиственница — священное для них дерево — вырастает в центре среди берез, именно так, как вот в данном месте.
И люди приходят сюда на поклонение, развешивают на веточках березы ленточки или лоскуты ткани, кусочки шкур животных. А чтобы желания сбывались, надо семь раз обойти вокруг этих деревьев. Мы тоже прикрепили ленточки, данные нам экскурсоводом, загадали свои желания и охотно семь раз обошли деревья. И каждый оставил втайне, что было загадано и сбылось ли.
Рядом с этими деревьями установлены идолы из дерева, символы верховного божества Нума и его сына Нумгымбоя («Нум» с ненецкого переводится как «небо»).
Обычно идолов вырезают из лиственниц. У Нума может быть несколько сыновей, он их посылает на землю следить за порядком, так что Нумгымбой — посредник между небом и землей.
И еще интересный обряд показала нам экскурсовод: здесь сделан своеобразный лабиринт, выложенный на земле камнями, через который надо тоже пройти. Сначала прошли за экскурсоводом, потом желающие могли сами пройти.
Затем нас повели пообщаться с почти ручным оленем. Центр туризма имеет несколько оленей, но в тот день рядом был лишь один, другие паслись в тундре. Ненцы называют себя детьми оленя и считают, что олень приносит счастье. Это животное даёт им и пищу, и одежду, и возможность передвигаться, и смысл существования.
Мы покормили оленя капустой, кусочками моркови и хлеба, жаль, не было грибов, которые олени любят. Экскурсовод сказала, что если они собирают в тундре грибы, то стараются все их отдать своим любимцам. Конечно, все хотели сфотографироваться с оленем, но он не очень-то хотел позировать, крутил головой, когда гладили его, рвался с поводка.
Показали нам и нарты, на которых в тундре передвигаются и зимой, и летом. Нарты обычно изготовляют из ели или березы.
Оказывается, есть нарты женские и мужские. Мужские имеют только заднюю спинку, у женских — передняя и боковая, чтоб можно перевозить детей. В нарты ненцы всегда садятся с левой стороны. Женские нарты обычно украшают кусочками сукна или разрисовывают.
Пока мы все осматривали, слушали экскурсоводов, в зимнем чуме на плите буржуйки для нас готовили настоящий бульон из оленьего мяса. Готовится он без всяких добавок — ни моркови, ни лука, ни пряных трав, только много мяса! Мясо оленя очень ароматное благодаря тому, что олени питаются разной тундровой растительностью и мхами.
И вот нас пригласили в чум на обед! По обе стороны от печки-буржуйки стоят два дощатых стола и скамейки, так что наша группа вся разместилась. Хозяйка чума — экскурсовод — подала всем большие кружки ароматнейшего бульона и затем горячее вареное мясо. Как было вкусно!
А после обеда нас уже ждал автобус, экскурсия закончилась. Мы сделали благодарственную запись в книге Центра, поблагодарили наших экскурсоводов, пожелали им успехов в дальнейшем развитии арктического туризма и уехали.
Надеюсь, еще удастся когда-нибудь побывать в этом туристическом объекте. Он развивается и предлагает желающим путевки в разное время года, на разные сроки, с разными программами.