В XX веке велась статистика — сколько человек в год гибло из-за землетрясений. Вели ее вплоть до 1976 года. В среднем выходило, что ежегодно на Земле из-за землетрясений гибло примерно по 30.000 человек в год.
Но в 1976 году в Китае произошло мощное землетрясение, магнитудой 8.2 балла. И официальное число погибших было около 250.000 человек. А по косвенным подсчетам, учитывая тех, кто жил в тех районах неофициально, выкопав для жизни себе пещеры-землянки в лессе, число жертв оценили более чем в 650.000 человек — какие там 30.000 за год!
Если вплоть до XIX века в Европе такое даже не рассматривалось, то потом ученые начали изучать проблему. Хотя бы, как узнать о землетрясении, если оно произошло далеко и дрожь земли слишком слабая, чтобы ее заметить.
Первый сейсмограф изобрел в 132 году нашей эры китайский ученый Чжан Хэн, живший в городе Наньян провинции Хэнань во времена династии Хань. Исследования ученого позволили говорить о землетрясении как о природном явлении, а не о воле китайских богов. Чтобы как-то успеть приготовиться к землетрясению, ученый изобрел первый сейсмограф, реагировавший на самый первый, слабый и незаметный человеку толчок земных недр.
Европейцы за много веков сумели превзойти результат китайского ученого. Сейсмографы сегодня намного более чувствительные и дают более точную информацию. Увы, между предвестниками землетрясения и первым мощным толчком проходит слишком мало времени, и предупредить людей — никак не успеть. Может быть, существуют способы определить, когда в данной местности может разразиться катастрофа?
Наука давно разобралась, почему происходят землетрясения. Мы слишком короткоживущие существа, чтобы заметить дрейф плит земной коры. Он проходит медленно и неотвратимо, по доле миллиметра в год. Мы не знаем точно, почему плиты земной коры движутся, но более-менее знаем на опыте, где именно находятся стыки плит.
Очень часто плиты в месте стыка заходят одна под другую. Та, что идет вниз, постепенно растворяется в горячей жидкой мантии Земли. Обычно движения плит происходят скачками, ведь сами плиты далеко не гладкие, они цепляются друг за друга. Но давление нарастает, и в конце концов те выступы, которыми они зацепились друг за друга, ломаются и плиты разом сдвигаются друг относительно друга — на полметра-метр. На поверхности Земли при этом происходит сильное землетрясение.
Зная примерные размеры плит и места их соприкосновения, мы знаем сейсмоопасные районы. В таких местах строят или очень легкие домики, которые пусть и развалятся при толчке землетрясения, зато не смогут сильно навредить живущим в них людям; или тут стоят сейсмоустойчивые дома, которые способны выдержать сильные толчки землетрясений без серьезных повреждений.
Увы, значительная часть границ плит находится под водой. А подводное землетрясение обычно вызывает цунами, потери от которых часто намного превышают потери от землетрясений. Для жителей побережий после подводного землетрясения единственная защита от цунами — бежать на возвышенные места и надеяться, что эти холмы достаточно высоки, чтобы цунами их не захлестнула.
Ведь землетрясения иногда вызывают цунами высотой в несколько десятков метров.
26 декабря 2004 года в Индийском океане недалеко от Суматры произошло землетрясение, мощность которого оценивают в 9.2 балла. Оно явилось причиной возникновения четырех волн цунами, самая высокая из которых была от 25 до 30 метров. Волны обрушились на курорты Юго-Восточной Азии. Погибло, по разным оценкам, до 300.000 человек, очень много пропало без вести, оказались уничтожены полностью многие прибрежные рыбацкие деревни, чьи жители и вовсе оказались вне статистики погибших. Даже за много тысяч километров, на побережье Африки, под ударами цунами погибло множество людей.
Но вот какая странность: на побережье Индии и Цейлона жертв было очень много, а в нескольких прибрежных деревнях жители остались живы, потому что там чтили древние приметы, которые давно забыли в других местах. Следуя этим приметам, старые люди подняли тревогу, а остальные их послушали и ушли от неизбежной гибели.
Приметы были в разных селениях разные: где-то завыли собаки и стали рваться с привязи, пытаясь уйти от будущей погибели; где-то птицы объединились в огромные стаи, поднялись надо своими гнездами и стали кружиться; а где-то (на Цейлоне) слоны деревни затрубили и стали уходить на возвышенности. Люди, прислушавшиеся к подсказкам живых сейсмографов, остались живы.
Много лет назад я нашел статью, в которой утверждалось, что перед землетрясениями в различных местностях в открытых источниках воды или даже в грунтовых водах увеличивается количество какого-то газа, кажется, радона. Увеличивается постепенно, достигая максимума за день-два перед землетрясением. А сразу же после землетрясения его уровень резко спадает почти до нуля, до обычного уровня.
Непосредственно перед стихийным бедствием очень бурно ведут себя животные, чувствительные к ультразвуку. Летучие мыши мечутся беспорядочно, собаки воют. Ученые, проведя ряд опытов, установили, что за пару часов до сильных толчков недра буквально «вопят», испуская ультразвуковые колебания, будто предупреждают всех, кто наверху — бежать из этого места. Но люди, увы, глухи к этим предупреждениям.