Случилось так, что некогда могущественное шведское королевство владело обширными землями на территории нынешних Финляндии и Эстонии. Было это давно, в ХIII−ХVII веках.
На территории острова Дагё (ныне он в составе Эстонии и называется Хийумаа) в ту пору проживало много этнических шведов. Жили они себе, поживали, но тут произошла затяжная Северная война между Швецией и крепнущей Россией. В результате этой войны эстонские земли в месте с островами отошли к России.
Новые хозяева не стали притеснять старых. Более того, много шведов так и остались жить тут, а этими землями продолжали управлять богатые шведские дворяне из семейств Де ла Гардие и Стенбок.
По свидетельствам современников, упомянутые дворяне вели себя по отношению к соплеменникам довольно грубо, поднимая беспричинно налоги и подвергая простых шведских крестьян притеснениям. Собственно говоря, это и побудило часть шведов покинуть насиженные места и двинуться на поиски новых земель для более спокойного обитания.
Но шведы не просто так сорвались с места, а обратились с прошением к Екатерине Второй. Та, посовещавшись с окружением, разрешила шведам покинуть свои острова и переселиться в Причерноморье, на недавно отвоёванные у Турции земли.
Таким образом удалось убить двух зайцев: и шведам предоставили право выбора, и новые южные земли вскоре стали принимать переселенцев.
Шведские крестьяне подумали и решились на переезд. Тем более что императрица гарантировала им свободу вероисповедания, обучение на родном языке и получение по 60 десятин земли каждой семье.
В августе 1781 года шведские переселенцы в количестве 1200 человек вместе со своим скарбом и домашней живностью отправились на юг, в Причерноморье. От разбойников колонистов охраняли 50 донских казаков.
Путь на юг для шведов растянулся почти на целый год. На новое место обитания они прибыли лишь в мае 1782 года. Но не все, а лишь немногим более половины переселенцев. Остальные умерли в пути…
Первая зима для них стала страшным испытанием. Во время неё умерло ещё 385 человек. Таким образом, оставшиеся в живых 280 шведов и основали село Старошведское, а через год, судя по приходским записям, их осталось только 135 человек.
В 1787 году князь Потёмкин посетил молодую шведскую колонию и подарил ей небольшую церковь.
Чуть позже Старошведское пополнилось новыми обитателями. В число колонистов приняли и тридцать одного шведского солдата, которые были взяты в плен во время очередной войны и доставлены в Новороссию.
В самом начале ХIХ столетия соседями шведов стали немцы. Они приехали из Германии и основали рядом со Старошведским селение Шлангендорф («Змеиная деревня»). Позднее это название трансформировалось в «Змеевка» («Змиевка»), и под таким названием Старошведское ныне и фигурирует.
После первых лет мытарств и лишений шведская колония окрепла, устроила мельницы, школу для своих детей и считалась вполне зажиточным поселением. Новые потрясения на шведов обрушились во времена Гражданской войны. В 1919 году у них и красные, и белые, и зелёные поочерёдно отбирали скот и зерно. В 1921 году описываемое селение пострадало от засухи, но тут выручила Швеция — оттуда поступала гуманитарная помощь.
Коллективизация не обошла стороной Старошведское. Из-за неё 1 августа 1929 года 885 жителей Старошведского покинули Причерноморье и после продолжительного путешествия очутились в пределах Швеции, на острове Готланд.
Однако историческая родина была не такой благосклонной к своим сынам. Известно, что в 1931 году 237 шведов вернулись обратно в СССР, в Старошведское. Так и жили они тут до последнего времени. Говорят, что ещё в начале 90-х годов ХХ столетия в Старошведском обитало десятка два сельчан, которые вполне сносно знали шведский язык…