Кто такой Мартин Муниш? Как создаются легенды

Реклама
Грандмастер

Недавно я побывал в Португалии. Большинство из нас об этой прекрасной стране знают только то, что там делают портвейн. И ещё подозревают, что Португалия мало чем отличается от соседней Испании. Это не так, товарищи!

На самом деле Португалия почти всю историю существовала независимо от своего большого восточного соседа. История страны — отдельная и интересная. Португальцам есть чем гордиться. Хотя бы тем, что именно они начали эпоху великих географических открытий.

Да и с чисто туристической точки зрения Португалия — страна интереснейшая. И — что заметно — страна, хорошо пропиарившая собственный имидж. Всякий, кто решает поехать в самую западную страну Европейского континента, получает из Интернета очень много информации об относительно небольшом количестве местных достопримечательностей.

В Лиссабоне одна из таких широко разрекламированных достопримечательностей городатрамвай № 28

Реклама
. Это старинный вагон жёлтого цвета, хорошо отремонтированный, но сохранивший прелесть древнего городского артефакта, которому уже более 100 лет. То есть по улицам современного города разъезжают явные музейные экспонаты, которые при этом успешно перевозят пассажиров.

Реклама

Не только в Лиссабоне можно увидеть такую картину. Например, одним из символов самого модернового итальянского города, Милана, тоже является старинный трамвай. И, кстати, тоже жёлтого цвета. Но гости Милана совсем не считают важной частью своего визита поездку на старом трамвае. Вероятно, потому, что в Милане достопримечательностей огромное количество.

А вот те, кто приехал в Лиссабон, без поездки на жёстком деревянном сиденье у окна будут чувствовать, что не все обязательные пункты путешествия выполнены. Великое всё же дело — средства массовой информации, внушившие, что поездка на 28-м трамвае романтична и восхитительна.

Но чтобы полностью почувствовать эту романтику и ощутить это восхищение, как сообщают всё те же знатоки из Интернета, следует сидеть у окна. Стоя — что разглядишь-то? А потому все советуют начинать путешествие в сакральном этом трамвае с одной из конечных остановок, где без труда можно занять сидячее место.

Реклама

Трамвай № 28 начинает своё движение из центра, с площади Мартина Муниша. Здесь же начинается и история, о которой я хочу рассказать…

Историю эту сообщают туристам все гиды Лиссабона. Произошла она очень давно, в 1147 году. Португалии и португальцев тогда ещё не было. Но пассионарное войско под водительством будущего португальского короля Афонсу Энрике (1112−1185 гг.) деятельно участвовало в Реконкисте, то есть изгнании мусульман с Иберийского полуострова.

Лиссабон был тогда мусульманским городом, взбиравшимся по довольно крутым склонам от широченной реки в гору, на вершине которой стоял укреплённый замок. Именно этот замок пытались взять крестоносцы.

Осада горной крепости — всегда задача не из лёгких. Она может длиться несколько лет и всё равно закончиться безрезультатно. Так что, если бы некий самоотверженный смельчак способствовал быстрой победе, его подвиг должен был прогреметь в тогдашнем воинственном мире.

Реклама

На долю Мартина Муниша такой подвиг и выпал. Проводя рекогносцировку, он обходил стены мусульманской крепости и обнаружил, что одни из ворот открыты. Скорее всего, их открыли для какой-то надобности, надеясь на отсутствие противника.

Реклама

Мартин Муниш ринулся к открытым воротам, проник через них в крепость и не давал мусульманам закрыть ворота до тех пор, пока не подоспел отряд крестоносцев. Ясно, что он один принял неравное сражение. Соратники, прорвавшиеся сквозь ворота, увидели тело Муниша, изрубленное и проткнутое стрелами. Однако ценой собственной жизни герой не позволил врагам закрыть ворота, чем обеспечил победу христианского войска.

Мартина Муниша причислили к сонму местных мучеников. Его имя стало примером воинской и рыцарской доблести. Мавританский замок на горе над Лиссабоном переименовали в замок Святого Георгия, а те ворота, которые, согласно преданию, защищал Мартин Муниш, назвали его именем. В середине XVII века представители семейства Вашкунселуш, которые считают себя потомками героя, установили над этими воротами мемориальную доску и бюст Мартина Муниша.

Реклама

Но века рыцарства и легенд сменились веком рациональным. И португальские историки стали склоняться к тому, что рассказ о героической гибели Мартина Муниша, скорее всего, тоже является легендарным.

Дело в том, что главным источником в истории об осаде Лиссабона являются письма двух крестоносцев, участвовавших в этой баталии. Оба крестоносца — из Англии, что характерно: отношения между двумя странами очень давние и всегда они были более дружелюбными, чем связи между Англией и

Реклама
Испанией.

Одно из этих писем хранится в библиотеке Кембриджского университета. Письмо очень подробное, но ни упоминания о Мартине Мунише, ни описания какого-либо подвига, подобного тому, что известен из легенды, в этом письме не встречается. Это вызывает серьёзные сомнения. Не так уж велик был фронт битвы, чтобы его участники не упомянули о событии, решившем исход сражения.

Реклама

Другим поводом к сомнению является родословная Мартина Муниша. Надо сказать, что средневековые рыцари уделяли много внимания вопросу о том, кто кому приходится родственником. Так что, иной раз генеалогические записи являются более точными, чем летописи соответствующих времён.

Так вот, специалисты по генеалогии португальских дворянских родов замечают некоторые помарки в родословии Мартина Муниша, в результате которых он оказывается бастардом короля Афонсу Энрике, хоть и незаконным, но наследником королевской крови. Такая помарка могла быть сделана кем-то из семейства Вашкунселуш, которые, как уже было сказано выше, считаются потомками Мартина Муниша.

Впрочем, генеалогия — наука не только достаточно точная, но и скромная. Имеющиеся тайны разглашению подлежат только в самом крайнем случае.

Реклама

Одним словом, уже в XIX веке португальские историки пришли к соглашению: историю Мартина Муниша не отвергать, но считать народным преданием.

Реклама

Это стало и национальным консенсусом. Никто из португальцев не стремится к пересмотру своего прошлого в сторону «улучшения» истории. Здесь у них взгляд прагматический: было и прошло. Осталась площадь Мартина Муниша в центре Лиссабона, с которой отправляется в сорокаминутное путешествие трамвай № 28. И ещё станция метро «Мартин Муниш», расположенная под одноименной площадью, в оформлении которой архитекторы, как кажется, немного посмеялись над всеми пафосными легендами героического прошлого. Наверное, это правильно. Без улыбки к своему прошлому относиться не следует.

Реклама
Реклама