И орбита у него не круг, а эллипс, и уж сам он очень маленький, поэтому нельзя ему находится в одном списке с такими как Земля и с такими гигантами как Юпитер.
«Он имеет и другую плотность, и размеры небольшие. Его нельзя отнести ни к планетам земной группы, ни к планетам-гигантам, и спутником планет он не является», — объясняет Владислав Шевченко, профессор МГУ имени
Конференция в Праге оставила на звездных картах всего восемь планет, вместо привычных девяти. С 1930-го, когда был открыт Плутон, астрономы отыскали в космосе еще минимум три объекта, сравнимых с ним по размерам и массе — Харон, Церера и Зена. Плутон меньше Земли в шесть раз, Харон, его спутник, в десять. А Зена больше самого Плутона. Может быть, и это всё планеты? Да и Луна тогда обижена названием «спутник» незаслуженно. С ее габаритами никакой из претендентов на планетарный статус не сравнился бы.
«Если мы говорим, что Плутон — это планета, тогда мы должны к этому классу отнести уже не одну, а уже на первых порах несколько планет. И тогда Солнечная система должна бы состоять не из девяти планет, а из 12, а чуть позже — 20−30 и даже сотни планет. Поэтому решение правильное. И культурно правильное, и с физической точки зрения правильное», — говорит Андрей Финкельштейн, директор Института прикладной астрономии Российской Академии Наук.
Но астрофизики протестуют. Если классифицировать объекты по размерам и виду орбиты, то любое бесформенное, но очень большое космическое тело, что вертится вокруг Солнца, тоже претендент на звание планеты. Планета, говорят оппоненты астрономов, это сфера, созданная гравитацией.
«Просто размер ни о чем не говорит. Если тело рыхлое, то даже маленькое оно может поддерживаться только гравитацией и будет иметь круглые формы. То есть маленькое тело может быть планетой», — объясняет Владимир Липунов, астрофизик, профессор МГУ имени
Плутон всегда был наименее изученной планетой. Единственной, где атмосфера появляется лишь на время, когда космическое тело подходит к Солнцу — от жара тают льды. Но они вновь затягивают Плутон, как только он удаляется от светила.
Теперь в расстройстве американские ученые. Мало того, что США принадлежит открытие 1930-го года, так еще и статус величайшей экспедиции уже отправленного зонда «Новые горизонты» под угрозой. Через девять лет Земля должна была увидеть снимки самой дальней от нас планеты, а получит только фото астероида.
Итак, земной волей из списков вычеркнута самая загадочная планета Солнечной системы. Плутон красив, это очень правильный шар, отражающий солнечный свет в несколько сотен раз ярче Луны. В движении он — сама степенность: один год на Плутоне — 248 наших. Наконец, Плутон столь далек от Солнца, что небесное светило с его орбиты — лишь точка. Отсюда и холод — минус 223 градусов Цельсия. Для загадочности поводов достаточно! С момента открытия планеты не прошло и ста лет. (Следовательно, в древних астрологических прогнозах Плутон не учитывался.) Да и открыв его, не сразу разобрались в том, каков он. Поначалу считали, что он намного больше, чем доказано теперь, и вучебниках называется девятой планетой, хотя по своей орбите движется так, что иногда оказывается и восьмой планетой от солнца! А еще его долго считали двойной планетой, пока не выяснили, что Харон, его спутник, не имеет атмосферы.
Зато споры по поводу Плутона привели к принятию (это через 400 лет после того, как Галилей направил на звёзды первый телескоп) следующего определения: планетами считаются только небесные тела, вращающиеся вокруг Солнца, обладающие достаточной гравитацией, чтобы иметь форму, близкую к сфере и занимающие свою орбиту в одиночку.
Но поводов для беспокойства нет, так как ничего не меняется. Плутон, по крайней мере, остается на своем прежнем месте.