Не люблю я её, хоть она и самая короткая изо всех маршрутов, что можно проложить от нас на Родину знаменитого масла. Поэтому именно этим маршрутом идет рейсовый автобус Петрозаводск-Вологда, поскольку в этом случае цель оправдывает средства. Экономия на топливе позволяет удешевить проездной билет.
Но ведь короткая — не значит быстрая. Есть у этого маршрута два больших минуса.
Это переправа через Свирь в районе Вознесенья. Поскольку моста через реку нет, надо подстраиваться под расписание плашкоута, с помощью которого можно перебраться с одного берега на другой. И если вдруг не успеете, часа два-три можно потерять.
Ну, а после Вознесенья — грунтовка до Оштинского погоста. В весеннюю или осеннюю распутицу этот участок становится труднопроходимым. С учетом убитого асфальта до Рыбреки, за которой он и заканчивается, хорошо, если 200 км до Вытегры проходишь часа за четыре…
Поэтому, если на Вологду, то лучше самым длинным маршрутом — по М18 до Волхова, где у самой реки свернуть на Иссад и Тихвин. Оно быстрее будет. Проверено.
Но с другой стороны… Если есть желание познакомиться с традиционным деревянным зодчеством Русского Севера, лучше маршрута, чем по Р-19, не найти. Судите сами.
Чуть больше 80 км от Петрозаводска, и вот оно — Шелтозеро, в котором — Дом Мелькина. Один из классических вариантов жилой северной постройки. Дом типа «глаголь», или, как его еще называют «дом сапогом». А ведь в этом здании ещё и вепсский этнографический музей.
А ещё тридцать с небольшим километров от Шелтозера на юг, к Вознесенью, и — уже на территории Подпорожского района Ленинградской области — село Гимрека, со своим неповторимым погостом, на котором сохранились не только шатровая Рождественская церковь и такая же шатровая колокольня, но и двускатная ограда с оригинальным арочным входом и незабываемыми воротами. И всё это — самый настоящий XVII век! Как на мой взгляд, Гимрека — достойный конкурент Кижей.
Но если вы добрались до Гимреки… Обязательно надо проехать ещё пяток километров в сторону Вознесенья, чтобы попасть в Щелейки. И увидеть уже многоглавый деревянный храм XVIII века. А поскольку о Доме Мелькина и Гиморецком погосте я уже как-то рассказывал, сегодня — о построенной в 1783 году церкви Дмитрия Солунского.
Правда, только о ней, наверное, не получится, поскольку в одной продольной оси с храмом находится выразительная многоярусная шатровая колокольня типа «восьмерик на четверике», связанная с ним воедино оригинальным воздушным мостиком-переходом.
Поэтому в церковь можно попасть как по двухвсходному одномаршевому крылечку, уходящему от западной стены трапезного прируба к северу и югу, так и через колокольню, четверик которой является, по замыслу строителей, своеобразным вестибюлем перед входом в церковь.
Вытянутый с запада на восток прямоугольный сруб церкви визуально хорошо делится на две части: низкую трапезную и собственно храм — более высокий, благодаря его четверику, поднятому до уровня конька крыши трапезной. К последнему с востока прирублен алтарь.
Верх церкви покрыт так называемой крещатой бочкой (двумя бочками, соединенными между собой под прямым углом). Когда-то подобное завершение культовых сооружений было широко распространено в русском
Вот и изящный силуэт церкви Дмитрия Солунского возносит к небу свои канонические пять главок: по одной на щипце каждой из бочек и последней, центральной, на врубленном в центре перекрытия глухом восьмерике. Шестая главка установлена на кровле пятигранного алтарного прируба.
Всё то, что мы, попав в Щелейки, видим сегодня — первоначальный замысел безвестных строителей. Именно таким был храм, когда после его освящения прихожане в первый раз переступили порог церкви. Но…
Прошло полвека, и настали новые времена. Когда наши предки стали стыдиться своих деревенских деревянных церквей. А самое главное, что и Святейший Синод ориентировал строителей того времени на городское каменное благолепие. И деревянные церкви начали «подновлять». Приводить их в такой вид, чтобы они были хотя бы в какой-то мере похожи на каменные культовые здания.
Поэтому в 1834 году стены храма и колокольни были обшиты тесом, чтобы скрыть их бревенчатую основу и сделать внешне похожими на ровную кирпичную кладку. Чтобы это сходство было ещё большим, обшивку в большинстве случаев ещё и красили: в таком виде издали она напоминала нанесенную на стены храма штукатурку.
Помимо обшивки стен в этом же году разобрали ведущее в храм двухвсходное крыльцо. А для того, чтобы обеспечить прихожанам вход в церковь, её объединили с церковью громоздким переходом-трапезной. Естественно, что все эти переделки камня на камне не оставили от первоначального легкого, изящного, устремленного в горнюю высь силуэта.
Ещё через три десятка лет, в 1868 году, все главки церкви и её бочки покрыли оцинкованным железом. И от первоначального замысла строителей не осталось ровным счетом ничего.
Понадобились две реставрации — 1972−78 и 2014−17 гг., чтобы церковь восстановила свой изначальный облик. Причем на последнюю было израсходовано более 37 миллионов (!) рублей. Большая сумма! Для небольшой деревеньки где-то на самом краю Ленинградской области, можно сказать, просто огромная. Но… Как на мой взгляд, эти деньги того стоят. Такую красоту, как в Щелейках, редко где можно найти.
Поэтому, если вдруг занесет вас куда-то в район Петрозаводска, Вытегры, Подпорожья… Не пожалейте одного дня. Одного-единственного. О котором, если доберетесь до Щелеек, будете вспоминать очень-очень долго. Вспоминать и радоваться тому счастью, что выпало вам. Увидеть и запомнить вот эту красоту, что создали за много веков до нас совершенно незнакомые нам, но явно — талантливейшие, люди-самородки. Наши предки. Светлая им память…