«Эффект Дидро», названный в честь французского философа Дени Дидро, — это социальный феномен, связанный с потребительским поведением, когда при приобретении одной вещи у потребителя возникает непреодолимое желание приобрести вторую, третью
Плач по старому халату
Эссе Дидро «Печали над моей старой одеждой», как оно известно в русском переводе, или в оригинале «Regrets sur ma vieille robe de chamber» («Сожаления по моему старому халату») — произведение, в котором он описывает следующее…
Однажды царица Катаржина пожаловала ему крупную сумму, на которую он решил «оторваться». Будучи не очень обеспеченным человеком, Дидро поддался соблазну удовлетворить несколько своих дорогостоящих прихотей, среди которых был дорогой халат, о котором он давно мечтал. Но когда он начал его носить, то понял, что теперь остальной гардероб и интерьер его комнаты не соответствуют его новому приобретению. И тогда он заменил себе старый стул новым — марокканским кожаным стулом, старый стол — новым, старую одежду — новой,
Как можно догадаться, каждая последующая покупка была дороже предыдущей, что привело их хозяина к скорым финансовым трудностям. Будучи философом и думающим человеком, Дидро «просек», что отправной точкой его финансового бедствия стал один предмет — халат. Это и привело Дидро к таким крамольным мыслям, мало понятным нашим малообеспеченным современникам, что жизнь бедного человека часто намного легче, потому что богатые, как правило, все время находятся в напряжении и погоне за новыми и все более дорогими вещами.
«Эффект Дидро» был впервые применен антропологом Грантом МакКракеном. Среди прочего он занимался исследованием проблем потребления. МакКракен также ввел термин «единство Дидро». Им он обозначал потребность человека в добавлении товаров к ранее уже приобретенным, которые сочетаются друг с другом.
«Эффект Дидро» в нашей жизни
Думаю, здесь не надо быть глубокомысленным философом и чрезвычайно наблюдательным чтецом человеческого поведения, чтобы увидеть, что данный феномен широко представлен в нашем потребительском обществе и какой пир на нем устраивают наши маркетологи, рекламщики и производители разного, так нам необходимого барахла.
Особо тяжелой формой данного «заболевания» страдают наши женщины. Например, купив новое красное платье, к нему они торопятся купить пару подходящих туфель, сумочку, нижнее белье и пару новых занавесок в спальню. «Чтобы гармонировало»…
Или, например, сами того не зная, применяя в действии «эффект Дидро», часто в магазине ушлые продавцы в нагрузку предлагают нам к новому компьютеру купить новые колонки, мышку и клавиатуру, хотя и старые еще прекрасно послужат; к шампуню — бальзам и ополаскиватель, к новому гарнитуру на кухню — набор новой кухонной посуды и бытовой техники под цвет и стать «кухне». И, как правило, все новые и новые «дополнения» дороже и дороже предыдущих, т.к. требовательность во вкусе и к качеству имеет тенденцию расти, а не падать.
«Эффект Дидро» и инфляция стоимости жизни
Инфляция стоимости жизни, напрямую коррелирующая с «эффектом Дидро» — это все время растущие расходы.
Например, когда большинство получает повышение по службе, оно в обязательном порядке повышает свой уровень расходов, начинает радостно тратить денег больше, чем раньше. И каждое новое приобретение, покупка влечет за собой новое приобретение, после чего эффект насыщения не наступает или длится непродолжительное время.
Здесь стоит вспомнить так называемые «шопоманию» или «шопотерапию», имеющие прямое отношение к вышесказанному, когда потребитель имеет зависимость от все новых и лучших вещей, которую лечит путем их непрестанного приобретения.
Зная такое социальное явление, как «эффект Дидро» и его механизмы, можно принять «противоядие» или научиться его контролировать, по крайней мере: научиться предотвращать в себе такую болезнь, как сверхпотребление и ненужные траты.
Вывод: читайте не романы и гламурные журналы, мои дорогие, а философов. Они помогут вам постичь себя и научат, как управлять своей жизнью. И будьте умными и счастливыми!