Перейти к предыдущей части статьи
Что есть?
С турецкой кухней на личном опыте я впервые познакомился в 20 лет, когда пришел работать в турецкую строительную компанию и позже недолгое время работал официантом в турецком ресторане.
Тогда, после нашего голода 90-х, когда полки были пустыми, а мясо выдавали по карточкам, после привычных картошки, яичницы и котлет турецкая кухня показалась, как минимум, чем-то необычно иным, новым, как из «Тысячи и одной ночи».
Я впервые попробовал турецкие густые супы с томатами и мятой, кебабы и сладости. Помнится, что турки везде добавляли лимон, а также мне впервые удалось познакомиться с турецкой «дондурмой», мороженым, «Algida».
В этот же раз шведский стол подпортил впечатление, но, как известно, шведский стол, по-прежнему горячо нами любимый за его безлимитность и обильность — это всего лишь общепит на западный манер, кажется, специально придуманный под русский аппетит, и судить по нему о кухне страны, в которой находишься, не стоит.
Впрочем, и посещение ресторанов не спасло мою кислую физиономию от недовольства. Меню в местных ресторанах было скудным, представленным, в основном, кебабами, шашлыками, дённером и сладостями.
Удивило — нет, возмутило — почти тотальное отсутствие морепродуктов, и это на Средиземном море! Речные раки по 18 долл./кг, замученный лобстер за 50 долл./кг и несвежего вида якобы дорада — все, что я нашел в трех близлежащих заведениях. Кое-где готовили еще форель, которую турки, как и у нас, разводят в водохозяйствах, но ее «аквакультурные» прелести я смаковать не желал.
Дённер (в переводе «вертящийся) — попросту курица, приготовленная на вертикальном вертеле, с картошкой фри, рисом и парой кусочков помидоров и огурцов, дённер завернутый в лаваш, как и у нас, с добавлением каких-то своих специй и травок — вот и все, что я попробовал за пределами нашего «шведского» изобилия в отеле. Cok ayip! (позор), как говорят турки, но это так.
В магазинах я также не нашел ни рыбы, ни морепродуктов, ни одной консервы, как это можно сделать у нас.
Из колбас, привычного для нас изобилия, были только нарезки с надписью «Salam», которые на вкус указывали на немалое содержание крахмала, сои и прочих добавок (не колбасные души у турок, это точно).
Зато порадовало изобилие сладостей — горы из лукумов всех мастей и цветов, от светлого, якобы из сока светлых сортов винограда, до зеленого, красного, черного с содержанием какао. Но и лукумы, надо понимать, тоже у них «промышленные» — натурального сока там минимум. Да и тот, кто отдыхает неделю-две, заметит, что все это время эти горы состоят из одних и тех же недвижимых «пород», находясь все это время под солнцем и высокой температурой и каким-то чудом не портясь и не «выкидываясь» в утиль по причине своей испорченности.
Кофе, сладости, изделия из хлеба, рис, булгур и некоторые виды фруктов, вроде инжира — все, что я бы порекомендовал в «русских» районах Турции
. Остальное — невысокого качества, порой по завышенным ценам, нещадно нахваливаемое и собранное в кучу для славянского всеядного, пасущегося на «шведских» пастбищах.Что пить?
Из напитков стоит отметить отменного качества турецкое пиво «Efes», знакомое мне давно. На всех банках написано 100% Malt Beer (100% солодовое пиво), в состав которого входит только вода, солод и хмель. По сравнению с нашим пивом, турецкое пиво — отменное и недорогое.
Айран — смесь нашего кефира, воды и соли. Холодный айран в жаркую погоду прекрасно утоляет жажду и способствует пищеварению после «шведского» преступления против живота нашего, которое мы совершаем в Турции.
Ракы — турецкая анисовая водка. Напиток нами недооцененный, некоторыми даже презираемый. Хотя самим местным населением горячо любимый. Пьют ракы, обязательно разбавляя холодной водой или добавляя лёд. После чего анис в водке дает реакцию с водой, водка становится похожей на молоко и ее гораздо приятнее пить в таком виде. Кстати, анис, схожий с мятой, прекрасно освежает в жаркий день и радует вкусовые рецепторы.
Ракы я обычно пил со льдом в качестве аперитива до ужина. Один «дриньк», второй — и в голове светло, во рту свежо, а в теле прохладно. Но после скорого ужина ракы медленно «догоняет» тебя, и ты чувствуешь желание немного пошалить и «потагилить».
Я в таких случая преисполнялся смелости и отваги, до этого недостающих мне, и сразу после ужина, когда солнце уже зашло, а на улицах зажигались фонари, раздевался до плавок и бултыхался с разбегу в бассейн. Чувствовал себя Ихтиандром, рассекал подсвеченную гладь кролем, брасом, снова заныривал в глубину.
Освежался потом чаем, давал сердцу чуть поутихнуть на шезлонге и снова, скинув со своего стройного и мускулистого, в отблесках вечерних фонарей, тела мокрое «хавлы» (полотенце), на виду у прочей, менее смелой публики в шезлонгах, под неистовый стрекот цикад нырял ласточкой с мостика в подсвеченные прожекторами воды нашего безбрежного бассейна.
Турки, какие они на самом деле?
Про турков можно сказать, что они гостеприимны, просты в общении, консервативны. С ними легко найти общий язык, они всегда подскажут вам, как куда пройти и как что найти. Но поскольку с представителями этого замечательного народа я был знаком и раньше, и не только в качестве дорогого гостя, привезшего для них свои доллары и евро, но и в качестве подчиненного, работника, то могу добавить ко всем прочим замечательным чертам этих людей, что восточные, азиатские черты во всем их спектре свойственны и туркам.
Например, турки очень, ну очень уважают начальство, стремятся всеми силами выбиться в начальники и очень уважают иерархию на работе и в семье. Наш гид, Замира, в своих долгих рассказах о Турции и турках, то и дело повторяла, как турки, живущие в нашем регионе, богаты, уважаемы и поголовно все большие начальники. Равноправие и равное отношение, как, например, у американцев, когда президент компании на равных общается с уборщиком туалетов, турецким эфенди не свойственно. Они по-прежнему подобострастно держат зонт над головой одетых с иголочки amir-ов (начальников), сами до нитки вымокая под дождем.
Также многие турецкие мужчины ужасные ябеды, хуже любой нашей самой болтливой женщины. Они без зазрения совести будут докладывать свои шефам о всех ваших промахах, реальных и выдуманных, всеми правдами и неправдами стараясь заслужить благосклонное поглаживание по щеке от своего господина.
Кроме того, не стоит обманываться турецким радушием на «русской Ривьере». Их радушие намертво привязано к вашему кошельку с надеждой развести вас. Как только им станет понятно, что вы не намерены у них ничего покупать, их радушие превратится в сухой лед, а может, и в явную обиду.
Правда, я был знаком с турецкими товарищами, работавшими в турецком посольстве, а также с учителями, и это было совсем иное, достойное, благородное и щедрое племя людей. Так же как мог бы сказать и самые лучшие слова в адрес хозяев отеля, которые меня принимали, но в то же время не забывая, что до этого я им щедро заплатил.
Одним словом, люди как люди, особенно приятные на некотором расстоянии или при непродолжительном общении.