Перейти к предыдущей части статьи
Как по мне, так я в туристических поездках не могу усидеть на месте и не очень жалую «стадоэкскурсии» по каким известным, и не очень, руинам. Организовать самостоятельную вылазку, окунувшись в максимально аутентичную, с минимальным туристическим налетом среду, самому планировать, куда ехать и идти, где ночевать и что есть — это как быть Миклухо-Маклаем XXI века в давно обжитых человеческих джунглях, и куда интереснее.
Поездка на яхте на о. Кекова
Остров Кекова, или на ликийском — Долихсте, небольшой остров в Средиземном море недалеко от анатолийского побережья Турции, остров с богатой историей и изумительной природой. По сути, рай на земле за приемлемые деньги: на острове можно подвязаться на какой «пансион» с террасой прямо в бирюзовое море, с современными удобствами и одновременно уединением, чувством оторванности от материка, остального мира.
Поплыл я туда в составе совсем небольшой группы на нанятой именно для этой единственной цели яхте, будучи много наслышанным о месте.
Небольшой экскурс в историю: остров Кекова был некогда частью Ликийского государства. Потомки ликийцев, отважные воины-мореплаватели, пираты и захватчики, якобы прибыли туда с острова Крит и обустроили там небольшое государство со своими законами, религией, алфавитом. Известный нам из истории средней школы царь Перикл был в одно время правителем тех земель, которые позже, в качестве автономного государства, входили в состав Римской империи. Одним словом, интересное, дышащее историей, с красивейшей природой место.
Но меня больше интересовали аквамариновые и бирюзовые бухты тех мест, которые действительно оказались просто сказочными. Еще когда мы только приближались на автобусе к месту старта нашей одиночной «регаты», я едва мог сдерживать охи и ахи восторга от изумительной красоты лагун, притаившихся среди обветренных, поросших низкорослыми соснами, почти белых скал.
Ослепительные блики жаркого июльского солнца лениво играли на морской поверхности, создавая фантасмагории из солнечного света, морской волны и небесной синевы. Бирюзовые воды, на глубине которых даже со скалы было видно дно из белого песка, перехватывали дыхание, иссиня-пепельный горизонт с фата-морганами в самом далеке заставлял голову кружиться и на мгновение забыть о пресности жизни. Море в тех краях, без преувеличения, сказочно прекрасно — такого я не видел нигде!
Мы медленно плыли по лазурным бухтам и лагунам к острову, гид рассказывал про затонувший город Симена, чьи остатки можно было видеть там же, на глубине не более 2−3 метров, сделали остановку у одного из саркофагов, в котором был похоронен… или не был похоронен, кто-то заслуживающий нашего внимания. И мы, обогнув остров, направились ко второй части нашего путешествия — древнему городу Демре, известному тем, что оттуда происходил… Санта-Клаус.
Почему у Санты азиатские корни
Древнеликийский город Демре — еще одна достопримечательность анатолийского побережья Турции. Известна она тем, что в этих краях жил и служил Николай Чудотворец, он же Николай Угодник, он же Санта-Клаус (для тех, кто не в курсе, Санта-Клаус — сокращенное Saint Nicolaus, или Санта, или он же, наш ликийский герой, Николай Чудотворец).
Там мы посетили церковь, где служил Николай Угодник, выслушали красивые сказки из области истории и религии о чудесах и исцелениях, нас сводили в магазин, где торговали всевозможной христианской атрибутикой на пару тысяч долларов.
Без преувеличения, русскоязычные тетеньки в платочках делают там неплохой бизнес, продавая свечи, иконки и якобы старинные отреставрированные и освященные рукой самого Николая «незнаюкаконитамназываются», каждая из которых стоит как средний автомобиль — 100−10000 долл.
Поначалу за мной ходила такая тетенька, предлагая рассмотреть то иконку за 200 долл., то какой иконостас за 1 тыс. Но когда я ее спросил, почему старое дерево и кривая жестянка на нем стоит тыщу баксов, она поняла, что душа моя потеряна для рая, терпеливо закатила глаза и стала приставать к другому, важного вида джентльмену, чья душа, судя по его благоупитанному виду, еще потеряна не была.
Мира — столица ликийского мира
Другое интересное место на нашем маршруте — древняя столица Ликии, Мира. Место примечательно своими гробницами в греческом стиле, высеченными в скале, а также амфитеатром греко-римского театра.
Гробницы, надо признать, впечатление производят — это надо было так постараться, в скалах вырубить целые гроты, да в выдержанном греческом стиле, отполировать все, украсить колоннами, завитушками… Да так, чтобы время от времени самим строителям набожно срываться и падать на скалы, калечась и разбиваясь, при этом веруя в необходимость своего религиозного искусства и архитектурного подвига. Впрочем, люди всегда любили возводить своим богам, приближенным начальникам и руководителям — часто тем еще засранцам, гробницы и пирамиды, что из камня, что из стекла и бетона, тратя на это и средства, и жизни.
Когда я смотрел на те гробницы, высеченные прямо в скале как посмертное обиталище местных вельмож и аристократов того времени, мне в голову приходило не восхищение античной архитектурой и умением строить гробницы для своих начальников, а восхищение бесконечной глупостью строителей и инженеров и прочих простых смертных. Но это, скорее, по причине своей малой образованности в таких областях, как история, архитектура и религия, не иначе.
На выходе турки-торгаши попытались нам втюхать втридорога разное барахло якобы в ликийском стиле, обещая и счастье, и рай после смерти — «только купи, брат», но я ограничился только бутылкой минеральной воды и посещением их туалета.
Что еще думается по данным поводам. Куда бы мы ни приехали, в Египет или Беларусь, Перу или Сибирь, нас упорно потчуют разнообразными развалинами религиозного толка, начиная от древних религий, когда молились камню или орлу, и заканчивая, конечно, многочисленными христианскими святынями, развалинами и руинами, полными реальной вперемешку с туристической истории, лишь бы мы их с кашей съели. Это самый настоящий туристическо-христианский угар, который хорошо продается.
Самый последний Урюпинск или Блабла-итцу имеют свою незыблемую святыню, свое святилище, полуразрушенную в пыли или наполовину отреставрированную в польской штукатурке и местном кирпиче церковь XIX века… Нет, лучше XVIII-го, а если глубже покопаться, то еще древнее — там внизу нашли черепушку, которой никак не меньше трех сотен лет, или, на худой конец, какой-нибудь дом, «где проездом останавливался Пушкин», или какой Высоцкий, Виктор Цой, Джиган, на посещении которых и покупке чьей святой, освященной
Сколько правды во всех этих россказнях, сколько благости, святости, самой веры и правды — а никому, кажется, и не интересно. И всякий купит и купится на красивую, маркетингом скроенную историю очередной пыльной церкви с богатой историей с привязкой к какому на устах, современному имени, вроде Александра Македонского или того же Николая Чудотворца, Иисуса Христа и Брюса Спрингстина, игравшего ему на гитаре.
Туризм и торгаши давно изнасиловали и религию, и историю, и мозг любого мало-мальски думающего человека в угоду выгоде. Ибо двигателем всего сегодня является торговля, а не здравый смысл.
Далее путь мой лежал в сторону города Каш, но там история с местными достопримечательностями повторилась: те же амфитеатры, те же в пыли церкви, и только неимоверной красоты первозданная природа, небольшие бухточки и затерянные лагуны поддерживали неподдельный интерес.