Перейти к предыдущей части статьи
Яхту перевезли в Гаванскую бухту, починили, покрасили и превратили в памятник. Хранителем этого памятника назначили Норберто Колладо Абреу, который в том самом, легендарном, рейсе был рулевым, то есть в кораблях разбирался. В 1976 году вокруг «Гранмы» возвели стеклянный павильон. И стала «Гранма» на Кубе таким же символом революции, как крейсер «Аврора» в СССР.
Мало общего между Россией и Кубой. Поэтому не удивительно, что революции в России и революция на «Острове свобод» были совершенно различны. Столь же сильно различались жизни и судьбы священных кораблей этих революций.
Корабль кубинской революции, как уже говорилось, был совсем не боевым кораблём. Когда много лет спустя 82 кубинских пионера решили поиграть в реконструкторов и набились на славную яхту, им пришлось стоять, тесно прижавшись друг к другу! Как в 1956 году там разместилось то же количество совсем не субтильных мужчин, понять невозможно. Впрочем, когда Фидель Кастро отбирал добровольцев, он выбирал среди желающих тех, кто был полегче и постройнее.
Но, как это ни покажется странным, в юности «Гранма» состояла на военной службе. Из истории корабля: будущая яхта в начале 1940-х годов была спущена на воду в Бруклине на заводе «Wheeler Shipbuilding» в качестве катера, который выполнял на американском флоте роль тренировочной мишени для бомбардировщиков.
Это была весёлая игра. Лётчики сбрасывали на вёрткий катер учебные бомбы. Капитан плавучей мишени (он же рулевой) должен был маневрировать, стремясь уклониться от удара. Бомбы были ненастоящие, наполненные водой, так что взорваться они не могли. Чтобы не снести случайным попаданием рубку на катере, её защищали сверху броневым листом. А дальше — тяжело в учении, легко в бою: бомбардировщики охотились за катером, отрабатывая навыки бомбометания.
В начале 1950-х годов катера списали, отремонтировали на заводе Huckins, переделав на моторные яхты, и продали в Мексику.
Своё славное имя яхта получила уже в Мексике. Называлась она «Grandma», то есть «бабушка». Слово английское, ясно, почему оно отсутствовало в словарях испанского языка.
«Бабушка» и юный Фидель встретились в мексиканском городе Тукспане. Встретились, можно сказать, мимоходом. Яхта была пришвартована к берегу, Кастро проезжал на машине мимо.
Молодому человеку «Бабушка» понравилась, хотя была в довольно неприглядном виде. Однажды она затонула, ее подняли и наспех отремонтировали. Но зато и стоила она недорого. Вернее сказать, ничего не стоила. Хозяин продавал дом в Тускпане, а яхту отдавал в придачу.
Деньги у Фиделя были. 50 тысяч долларов он получил от бывшего президента Кубы Карлоса Прио Сокарраса, свергнутого в своё время Батистой. Поэтому бывший президент с радостью профинансировал попытку свержения президента нынешнего. И довольно много денег на революцию дала симпатичному Фиделю любовница-американка, возрастом гораздо старше его, которую он про себя называл «бабушкой». А тут — на тебе, еще одна «Бабушка»! Как не очароваться, как не поверить в перст судьбы?
Дом купили за 15 тысяч долларов, за яхту обещали доплатить со временем, но так ничего и не заплатили. На самом корабле пришлось перестилать палубу, заменить оба двигателя, мачту, поставить баки для воды и для топлива. В доме организовали штаб и мастерскую для ремонта. Самое смешное, когда
На самой же Кубе имя «Гранмы» было так же популярно, как имя «Авроры» в советской стране. Не знаю, называли ли в честь славной «бабушки» кинотеатры и конфеты, как это было с «Авророй» в СССР, но центральная газета страны называется именно «Гранма».
А еще восточная провинция Орьенте, где в 1956 году яхта повстанцев пристала к кубинскому берегу, тоже была переименована и называется теперь провинцией Гранма. Имя «Гранмы» носит и провинциальный университет, находящийся в столице провинции, городе Баямо. Имя «Бабушки» живёт и побеждает!
Яхте «Гранма» обеспечена долгая (не будем говорить, что вечная) жизнь. Большинство юных пламенных революционеров, в декабре 1956 года доверивших «Бабушке» свою жизнь и судьбу, уже мертвы. Сам Фидель Кастро тоже покинул этот мир 25 ноября 2016 года. Что характерно, состарившийся команданте умер в тот день, когда началось главное событие в его жизни — в день отплытия «Гранмы» от берегов Мексики в Кубу. В тот же день, но с разницей в 60 лет!