Северо-Западный проход в XX веке исследовали на свой страх и риск энтузиасты — когда находили спонсоров. А судьба Северо-Восточного прохода, который в СССР назвали Северным морским путем, оказалась совсем иной.
СССР вел высокоширотные исследования в поисках никому не подконтрольного пути из Европы на Дальний Восток. Остальные страны руководствовались выгодой. Исследовать новый путь? А зачем? Можно через Панамский канал или через Суэц быстро, а значит недорого, корабль с грузом провести. Тогда как вести судно через Северо-Западный проход (к северу от Канады) — это значит потратить две-три навигации и то без гарантии, что судно льды не раздавят. А Северо-Восточный проход судно пройдет за две навигации, то есть с одной зимовкой. Ну, сами подумайте — кому такое надобно?
Шли годы. Настала пора железных судов с мощными двигателями. Некоторым судам начали делать более прочный («ледовый») корпус, чтобы сопротивлялся давлению льдин. И шли такие суда через льды по Балтике или в северных морях вслед за ледоколами, которые им пробивали путь. Ведь СССР надо было завезти много всякого нужного для жителей Норильска и многих других молодых городов Севера.
Страна осваивала Сибирь, во многие города Сибири проще было завезти товар по морю. Строились порты по всему Северному морскому пути. На ранее необитаемых островах строили метеостанции, чтобы там и зимовать, обеспечивая круглогодичную информацию о погоде и движении льда. На основании этой информации уже можно было проводить Северным путем суда. Но ведь был же путь дешевле!
В СССР научились делать сверхмощные ледоколы, способные пройти почти любыми льдами. И силовые установки у них были мощнейшие — атомные. Им не нужно было думать, хватит ли солярки для того или этого маршрута, энергии в атомоходе хватает на все и всегда.
Но зачем их строить, когда выгода — совсем в другом? Построили многоэтажный круизный лайнер, запустили с туристами по тропическим островам — и сразу пошла прибыль! Варьете, стриптиз, казино — окупаемость таких рейсов молниеносна. Суда окупались уже через год, а дальше — приносили чистый доход.
А какие деньги принесет атомный ледокол? Ну, проведет он караван, проведет другой — разве эти копейки можно сравнить с той прибылью, что можно получить от отдыхающих в круизе?
А потом заговорили о Глобальном потеплении. И вести суда Северным морским путем оказалось выгоднее, чем через Суэц или Панамский канал. Этот маршрут оказался значительно короче, а значит и дешевле. А шельф подо льдом оказался богат полезными ископаемыми. И все это богатство лежит на принадлежащей России территории.
Вдруг оказалось, что не напрасно русские десятилетиями тратили кучу денег на исследования льдов и течений Ледовитого океана. Теперь Россия может проводить суда из Атлантики в Тихий и обратно быстрее, а значит и дешевле, чем южными путями.
И тогда соседи РФ по Северному Ледовитому океану обиделись. Ведь это несправедливо, что у России есть столько всего. США заявили, что немедленно отправят по Северному морскому пути караван своих судов, ибо не признают никаких зон экономических интересов РФ.
При этом у США есть один ледокол, построенный около полувека назад. В наше время он постоянно в ремонте. Причем запчасти к нему, ввиду древности его механизмов, найти сложно. Когда в США пару лет назад была проблема — не доставили топливо или продукты питания в порт США на Ледовитом Океане, — их суда вел наш ледокол, потому что их ледокол в очередной раз сломался.
Слава богу, нашелся в США ответственный человек, который объяснил, что когда их ледокол сломается, а он сломается почти наверняка, так как не привык к таким длительным нагрузкам, то спасти караван судов США, нарушивших законы РФ, придется просить ту самую РФ, которую только что максимально оскорбили.
И еще не факт, если РФ сразу же решит спасти американцев, что ледоколы успеют дойти вовремя. Суда, затертые льдами, могут быть раздавлены очень быстро: именно движение вслед за ледоколом по пробитому им каналу во льдах — залог спасения в такой экстремальной ситуации, как прохождение Северным морским путем.
Кроме того, предпочтительный маршрут провода караванов по Северному морскому пути меняется не только в зависимости от сезона, но и от того, в каком направлении в данный момент происходит дрейф льдов, а также — где именно в данный момент сложилась наиболее благоприятная для проводки судов ледовая обстановка.
Жаль, что США не могут понять, что Северный морской путь нестабилен. Каждый день и час на ледовой разведке работают и специальные радары, и самолеты ледовой разведки, и специально сориентированные спутники, и без их информации этот краткий путь между океанами недоступен для судов, даже если их пытается вести ледокол. И даже флаг великой державы не спасет от потопления судно, затёртое льдами.
Если посмотреть спутниковую карту текущего состояния льдов в Северном Ледовитом океане, то легко увидеть, что примерно две трети Северного морского пути находятся подо льдом с торосистостью от 1 до 5 баллов, а примерно одна четвертая пути — тяжелые льды, с торосистостью от 5 до 10 баллов.
Сегодня, завтра, в будущем году Северный морской путь остается проходим только при помощи пары ледоколов, только судами ледового класса и только при помощи управления с земли, постоянно ведущей ледовую разведку спутниками, самолетами, радарами и со знанием общих тенденций движения ледяного покрова Ледовитого океана.
А NYT уже объявила, что в августе 2019 года США пошлет караван военных судов через Северный морской путь «во имя свободы судоходства». Правда, если вчитаться в статью, то выходит, что просто будет увеличена активность — по Северо-Западному проходу…
Подождем до августа?