Конечно же, туристов интересуют вопросы безопасности: можно ли спокойно ходить по улицам и посещать ближайшие города самостоятельно, ведь при перемещении из аэропорта видишь не самую красивую картинку. Где лучше делать покупки и стоит ли доверять продавцам на рынке? Насколько достоверны рекомендации администрации отеля и соглашаться ли на поездку в такси? А если вы вдруг заблудились или не знаете, где ближайшая остановка, то к кому можно обратиться за помощью?
Разумеется, все эти вопросы можно и нужно задать гиду, чтобы примерно ориентироваться в том, какие риски возможны при самостоятельной прогулке по туристическому городу и по какой цене купить тот или иной товар. Знание английского и (или) французского языка — опция, которая поможет в ситуации, если вам придется обратиться с вопросом за пределами отеля и медины, где торговцы говорят на русском языке.
Например, такси лучше заказывать в отеле. Цена будет чуть выше, но вас отвезут именно в тот населенный пункт или магазин, который вы назвали. И если вы договорились на 10 динаров, то к концу поездки они не превратятся в 10 долларов. К тому же, можно решить вопрос с обратным трансфером.
Если вы решили поехать на автобусе, то нужно знать, что на пешеходных перекрестках пропускать пешеходов там не принято. И по этой причине переходить дорогу можно в любом месте на безопасном расстоянии. Водители в
По здешним правилам, пассажиры заходят в заднюю дверь, около нее сидит кондуктор за стойкой с кассовым аппаратом. У него же можно уточнить, в тот ли автобус вы сели, и попросить, чтобы вам сказали, где выходить. Автобусы не особенно комфортны и в часы пик переполнены, едут на большой скорости. Уступать места женщинам и детям не принято, кондиционеров нет. Желательно встать у окна и держаться за поручни обеими руками. Выход из автобуса — через передние двери, поэтому кондуктор попросит вас не задерживаться около его рабочего места.
С детьми лучше ездить на электричке или маршрутке. Стоимость поездки почти везде одинаковая, но там вам будет комфортнее и перемещение из пункта А в пункт Б займет меньше времени. В электричке работают кондиционеры, установлены мягкие сиденья, и на окне есть сетчатая шторка, которая защитит от солнца.
Если что-то пошло не так и вам необходимо уточнить местонахождение остановки или расписание электрички, то смело обращайтесь к людям, которые своим внешним видом внушают вам доверие. Население очень доброжелательно относится к туристам и ответит на все вопросы, если вы говорите на языке, который они знают. Случайный прохожий все расскажет и покажет, может сопроводить до супермаркета, достать из кармана распечатанное расписание и даже позвонить другу, если сам не в состоянии ответить на ваш вопрос. Если не доверяете прохожим, то задайте вопросы продавцам, полицейским, водителям автобусов.
Кстати, в супермаркете легко растеряться от многообразия консервированного тунца и сардин. Но если вы попросите, то любой сотрудник магазина покажет, какие именно сардины приготовлены без чешуи, а филе тунца — в оливковом масле.
Если не знаете языка, то обращайтесь к более опытным туристам среди соотечественников, в туристических местах вы их обязательно встретите.
На рынках, которые там называют мединами, нужно уметь торговаться, не забывать смотреть на дату изготовления и качество упаковки. Сложно везти домой масло, если крышка на нем еле держится, а то и ломается при первом же использовании. Ну и еще: лучше заранее знать, сколько этот товар в среднем стоит, чтобы не переплатить.
В магазинах хоть цены и выше, обстановка гораздо спокойнее, и за качество товара можно не беспокоиться. Многим удобнее делать покупки в привычной среде. Но нужно учитывать, что выбор там меньше, поэтому кому-то больше понравится медина — за незабываемый колорит и острые эмоциональные ощущения.
Если покупаете финики, аргановое масло или косметику, то часто это предусмотрено прямо на экскурсии. Попросите, чтобы гид объяснил, почему он рекомендует покупать этот товар именно здесь. И сделайте это, если его доводы покажутся вам убедительными.
А вот полагаться на рекомендации сотрудников отеля можно не всегда. Не могу сказать, по какой именно причине нам говорили в 10 раз завышенную цену на поездку в электропоезде, отправляли на фабрику, при которой нет магазина, и советовали сворачивать в другую сторону. Вообще, все претензии к отелю лучше озвучить своему оператору, а администраторам спокойно и настойчиво напоминать, что сегодня должны решить вашу проблему, тогда от вас уже точно не отмахнутся.
Самостоятельные прогулки и поездки в незнакомом месте запоминаются едва ли не больше организованных экскурсий и вносят разнообразие, которого иногда не хватает на пляжном отдыхе.