Гораций не зря писал об «aurea mediocritas» (или «золотой середине»), Паскаль о «juste milieu» («середине справедливой»), Еврипид учил «все, что выше середины, приносит смертные болезни и разорение», а Конфуций наставлял, что «середина есть точка, ближайшая к мудрости; не дойти до нее — то же самое, что ее перейти».
Великие прошлого знали, о чем говорили. Однако подавляющее большинство наших людей напрочь лишено чувства меры и здорового самоограничения, полагая, что больше — непременно лучше, и что оно пределов не имеет.
Покажите мне человека, который честно скажет, что ему достаточно его заработной платы, и я скажу, что вы отрыли самородок. Покажите мне того, кто искренне довольствуется своим жилищем… или нет — мечтает уменьшить, упростить его, ибо явно понимает, что оплачивает лишние метры и складирует ненужную мебель. Покажите того самого, кому откровенно достаточно того, что он имеет, и я честно скажу, что перед нами богач.
Человеку всегда мало, сколько бы у него ни было, ему всегда чего-то не хватает. И неудивительно, так как его алчность, чувство дорогое и ценное в нашем обществе, ежедневно стимулируется и подогревается тысячью способами на протяжении всей жизни человека.
С детства его учат никогда не довольствоваться тем, что у него есть, а всегда стремиться к большему. Будь то знания, опыт, деньги, положение в обществе — предела никогда нет… Скромность давно не украшает, чувство меры — давно скучное, тормозящее развитие чувство.
А между тем чувство здоровой меры, основанное на своих истинных желаниях и достижимых целях — это верный шаг к финансовой состоятельности и независимости. Знание того, что и сколько тебе необходимо, и не поверх здоровой меры — шаг к счастью.
«Человеку достаточно куска хлеба и стакана чаю» — человеку, на самом деле, надо совсем немного. И гораздо меньше, чем мы себе представляем.
Западный современный мир погряз в вещизме, консумеризме и материализме. Человеку внушается, что сколько бы и чего у него не было, у него этого всегда может, и должно, быть еще больше. Если советская эра была эпохой идей и идеологий, то эра пост-советская, капиталистическая, — это время материи и капитала, где бог — деньги, а главный фетиш — это производимая вещь. Еще одна вещь, еще, еще и еще…
Еще недавно один предмет одежды или быта в среднем служил человеку несколько лет, а порой целое десятилетие. Сегодня — сезон, максимум два. После чего вещь выбрасывается и ей находится новая замена. Время одноразовых вещей, время одноразовых людей…
Сегодня люди работают не ради идеи, высокой или не очень, не ради эфемерного счастья других людей и даже не ради своего счастья, а ради вполне реальной и единственной цели: денег. Чтобы деньги обменять на «счастье» в своем понимании — приобретать вещи.
Нас ловко убедили в том, что счастье современного человека напрямую связано с потреблением вещей. И чем выше потребление, тем выше показатель счастья. (По какому-то там американскому индексу развития и счастья (не помню название), их уровень напрямую исчисляется количеством машин, телевизоров и предметов одежды: чем больше у тебя вещей, тем, соответственно, ты должен быть счастливее.) И большинство поверило, теперь соизмеряя свою значимость и счастливость согласно количеству накопленных и потребленных вещей.
Не мной точно замечено, что мы работаем ради вещей, которые нам не нужны, чтобы производить впечатление на людей, которые нам безразличны. Разве это не так?
А вот здоровое чувство меры по отношению к финансовым запросам ведет к финансовой независимости и
Поняв однажды, сколько ему достаточно и что это не миллион во языцех, каждый из нас вполне способен достичь этой финансовой свободы.
Например, воспитав в себе разумное чувство меры и устав от ежедневных крысиных бегов на работе, ты принимаешь решение сбросить темп забега, отказаться от части обещанного жирного куска в пользу более голодных и без чувства меры конкурентов и коллег, вспомнить, что умеренность — не порок, а скрытое достоинство свободолюбивых индивидов. И вовремя из игры выйти, сохранив добытое и вернувшись к самой жизни.
Или поняв, что у тебя нет той потребности в более просторном жилище, в которую тебя заставляют верить современные запросы, а вполне достаточно уже имеющихся квадратных метров, ты избавляешь себя от кабалы зарабатывания на новое жилище, пристройку, ремонт где-нибудь в другой стране, в сложных условиях на нелюбимой работе, ипотек и траты своей жизни на что-то, что тебе, на самом деле, не нужно.
И так во всем: карьера, одежда, машина… Все больше и больше новых вещей — все больше потребность в большем количестве денег…
Конфуций говорил: глупый человек свои желания стремится увеличивать, а умный уменьшать. Я бы здесь еще добавил: важно понимать, где твои истинные желания, а где желания и установки социума и людей вокруг, проводя между ними тонкую линию разумной меры. Не бежишь ли ты за двумя зайцами, ни один из которых тебе не нужен — за целями и вещами, в которых у тебя нет той необходимости, в которую ты поверил?