Надо сказать, остальные жители нашего военного городка ни в какие бомбоубежища не спускались. Ни тогда, ни потом. И, наверное, лучше уж не знать о таком, если выжить все равно невозможно.
А сколько раз за времена Холодной войны мы были на пороге войны горячей?
Ну, разумеется, все знают про Карибский кризис. США разместили ракеты в Турции, дабы удобно было уничтожать города центра России, а Хрущёв в отместку разместил наши баллистические ракеты на Кубе. Под ударом оказалась Флорида и еще некоторая часть территории США. В США началась истерика. Безопасно убивать врага, оставаясь неуязвимым — основное в американском способе ведения войны, а тут…
К тому же мирный американский самолет-разведчик U-2 был незаконно сбит над Кубой, пока проводил разведку острова. Произошло это 27 октября 1962 года. И американским генералам ну очень хотелось попробовать нажать на кнопку.
Увы, Джон Кеннеди предпочел поговорить с Хрущёвым. И они что-то выяснили в этом разговоре.
Америка выиграла в противостоянии с СССР, русские вывезли свои ракеты с Кубы и вывели войска, Америка, как всегда, победила всех своих врагов. Тот факт, что и США убрали из Турции свои ядерные ракеты, не слишком афишировался в США. Кризис оказался исчерпан.
А вот остальные кризисы возникали (или могли бы возникнуть) без участия людей, по техническим причинам.
В ноябре 1979 года в центр управления НОРАД (объединенное командование аэрокосмической обороны Северной Америки) поступило сообщение, что русские запустили ракеты, начав атомное нападение на США. В воздух мгновенно были подняты самолеты для разведки, на пусковые установки МБР Минитмен был послан приказ подготовиться к ответному запуску.
Разведка показала, что признаков нападения русских нет. Приказ на пуск межконтинентальных ракет по СССР не был отдан, решение об этом принималось в последние минуты.
Причиной тревоги оказалась учебная лента, служившая для практики при учениях отражения ракетного нападения. По какой причине она оказалась поставлена на компьютер центра, стоявший на боевом дежурстве, неизвестно. Наверное, халатность. Хайли лайкли.
В сентябре 1983 года в СССР на одном из КП управления отражением ядерной атаки новая система раннего обнаружения пусков ракет в США выдала сообщение о двух пусках американских МБР. Дежурный старший офицер, на наше счастье, вместо того чтобы передать сообщение по командованию, провел перепроверку.
В итоге оказалось, что камера зафиксировала блеск от кристалликов льда, оказавшихся рядом с ней, посчитала эти блики за вспышки на поверхности. После перепроверки система обнаружения пусков американских ракет не подтвердила. Мир оказался спасен, даже не узнав об этом.
В ноябре 1983, уже после того как в Европе появились ракеты средней дальности, НАТО проводило учения «Умелый лучник-83». В ходе этих учений «лучшие люди» США и НАТО вывозились в бомбоубежища, были заготовлены и записаны речи лидеров западных стран о том, что началась Третья мировая и надо сплотить ряды, на взлет были готовы пойти десятки стратегических бомбардировщиков НАТО и США с ядерным оружием на борту, а в центре запуска ракет НАТО была введена готовность № 1, то есть «Нападение неминуемо».
Заметив странные и многозначительно однообразные шевеления по всему НАТО, СССР поверил в серьезность всей этой операции. Наши ракеты перешли на боевой режим с немедленной готовностью к пуску, локаторы — на боевой режим, а самолеты-носители ядерного оружия — в состояние готовности немедленного взлета.
Узнав, что на такую шутку в любой момент может последовать удар, как только кто-то на Западе сделает нечто, что будет военными СССР идентифицировано как возможное начало удара, на Западе поняли, что шутки кончились и СССР испугался.
Забавно, но информацию на Западе о том, что СССР готовится к ответному удару, получили от предателя Гордиевского. Не будь его — они могли бы «шутить» до того момента, как кто-нибудь сорвался бы и отдал приказ о ядерном ударе.
Учения мгновенно были свернуты, бомбардировщики вернулись на свои основные базы, ракеты выведены из состояния готовности к немедленному пуску в обычное, дежурное, состояние.
По результатам попытки напугать СССР было принято решение вывести ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования с дежурства и уничтожить их — уж больно мало времени оставалось у людей на реакцию в случае ошибки аппаратуры.
В июне 1989 года в центре НОРАД в США было получено сообщение о нападении русских. Несколькими ракетами. На пусковые установки был передан приказ быть готовыми к немедленному пуску, самолеты-носители ядерного оружия выстроились на взлетных полосах в полной готовности к пуску.
Началу Мировой ядерной войны помешал тот факт, что количество русских ракет постоянно менялось, становясь то больше, то меньше. Проверка показала, что в одном из компьютеров сбоит микросхема. Тревога была отменена.
В январе 1995 года из Норвегии был произведен запуск метеорологической ракеты. Увы, траектория пуска совпадала с траекторией ракеты Трайдент Д-5. Президенту Ельцину доставили его «ядерный чемоданчик», но вскоре все выяснилось: оказалось, что в Генеральном Штабе все были оповещены за 2 недели до пуска ракеты.
Это 6 самых знаменитых случаев, которые явно могли привести к Третьей мировой войне.
Однако следует помнить, что с только 1965 по 1977 годы произошел 381 инцидент с ядерным оружием. Кроме того, с 1950 года было потеряно около 50 водородных и атомных бомб.
Наиболее скандально знаменитым был случай возле испанского поселка Паломарес, когда с американским носителем ядерного оружия произошла катастрофа и он сбросил все 4 водородные бомбы, которые были у него на борту.
Одна бомба упала в море, ее нашли на глубине 800 метров и сумели поднять на борт судна. Одна упала «правильно» — на ней сработала парашютная система — и не разрушилась при ударе на землю.
А вот у двух бомб и парашютная система не сработала, и предохранители сработали далеко не все. От сильного удара о землю в них сдетонировали взрыватели тротила, которые должны были соединить кусочки высокообогащенного урана в единую сферу. К счастью, они сработали несинхронно и взрыв тротила просто разнес бомбы на кусочки. Зараженными оказались около 2 кв. км сельскохозяйственных угодий. Но все это ерунда по сравнению с результатом, который повлек бы синхронный взрыв тротила хоть на одной из бомб.
Что было бы, если бы одна из четырех водородных бомб, упавших из американского бомбардировщика возле испанского Паломареса, все же взорвалась, ведь все предпосылки к этому были? Полагаю, что
А сколько из 381 инцидентов с ядерным оружием с 1965 по 1977 год могли закончиться ядерным взрывом? Сколько еще раз мы могли все погибнуть? Может, и впрямь незнание — благо?