Перейти к предыдущей части статьи
Шоссе отличное, построенное еще в советское время. Машин немного, да и встречный поток небольшой. Почти на всем пути вдоль дороги видны ветряки — производители электроэнергии.
И, как и на востоке Литвы, совсем нет обработанных полей и пасущегося скота. Лишь после перекрестка Кришкальнис (100 км от Клайпеды) вдали увидела небольшое стадо коров. Евросоюз ограничивает производство сельхопродукции.
Какой стала Клайпеда, когда-то крупный морской порт и промышленный город? Как живется здесь простым людям, и особенно русскоязычным, которые в своё время не уехали из Литвы? Именно это меня интересовало больше всего, хотя благодаря Интернету есть постоянные контакты со многими друзьями, но увидеть своими глазами лучше.
Клайпеда — город не очень богатый на интересные достопримечательности, его главная привлекательность — море, прекрасные пляжи, дюны, леса,
Когда въезжали в город, обратила внимание на новые поселки из частных домов, город «расползается» в основном на восток, строят их для себя люди, работающие за пределами Литвы, в Евросоюзе. Зарабатывая там, они вкладывают деньги в жильё на «перспективу», чтоб с выходом на пенсию вернуться обратно на родину. Многие дома построены, но пустуют, не обжиты. Да и инфраструктура в этих поселках отсутствует: нет школы, детских садов, магазинов — все в городе.
Много объявлений о продаже — купить любую недвижимость легко, а продать трудно, покупателей мало. Многоэтажного жилого строительства не ведется, есть только реновация — улучшенный ремонт многоквартирных домов за счет собственников. Но далеко не все жильцы на неё соглашаются, ибо это дорогое удовольствие, поэтому рядом с обновленными много и старых, обшарпанных зданий.
Как и Вильнюс, Клайпеда произвела впечатление опустевшего, малонаселенного города. Раньше, особенно в летние месяцы, город был оживленным, многолюдным. Хотя в Клайпеде общественный транспорт работает хорошо и четко, я много ходила пешком, расстояния ведь небольшие, и обращала внимание, как мало людей даже на центральных улицах, пусто и на рынке.
А особенно удивили пустующие пляжи в Мельнраге и Гируляе (ближайшие к городу), и это в августе, когда солнечная погода и вода в море теплая.
Население города даже по официальной статистике сократилось за последние 25 лет на четверть: в 1992 году в Клайпеде проживало 207 000 человек, а на конец 2017 года только 149 000! И эти данные не точные, ведь многие уезжают как бы временно, на сезон, на год, а прописаны по-прежнему в городе.
Особенно среди молодежи популярны мысли о том, чтобы по окончании школы уехать за границу, как и многие друзья-товарищи, неплохо устроившиеся кто в Евросоюзе, а кто за океаном. Понять их можно, что делать, если нет работы? Среди моих близких знакомых и бывших учеников (которым сейчас по 50 лет) почти половина уехала в страны Европы и США.
За счет чего все-таки живет город? Конечно, главное — по-прежнему незамерзающий порт! В торговом порту хотя и не тесно на причалах от судов, но все-таки идут и контейнеровозы, и сухогрузные суда.
Значительный доход город получает за счет обслуживания круизных лайнеров. На месте Опытного судоремзавода, там, где река Дане впадает в Куршский залив, построен терминал круизных судов, принявший первые лайнеры в 2003 году. Первоначально суда были небольшие и швартовались в районе второй паромной переправы. А теперь у набережной могут швартоваться суда длиной до 315 метров и с осадкой до 8,6 метра.
Здесь открыто несколько гостиниц в старых зданиях, рестораны, бары, информационный центр. В летние месяцы приходит в среднем 2−3 лайнера в неделю, и в эти дни город оживает. По статистике, в 2003 году было принято всего 28 судов с 9115 пассажирами (т.е. примерно 325 человек с одного лайнера), а в 2017 году — 64 судна и 75000 туристов на них!
От терминала всего 300−400 метров до Старого города и площади у театра, где туристов с нетерпением ждут продавцы сувениров, цены на которые вырастают вдвое в дни прихода судов.
Я убедилась в этом сама. И здесь нет проблемы с языком — объясняются и на английском, и на русском, и на немецком.
Впечатлила полная реконструкция пивоваренного завода «Швитурис», это, наверное, единственное из старых предприятий — не закрывшееся, а нынче заново реконструированное и даже ставшее достопримечательностью. Клайпедчане всегда гордились своим пивом, оно пользовалось популярностью и за пределами Литвы.
Завод «Швитурис» был основан еще в 1784 году семейством купцов Райнеке и производил пиво более 150 лет, а в 1944 году был полностью разрушен. Когда закончилась война, завод был быстро восстановлен, получил название «Швитурис» («Маяк») и уже в 1946 году начал варить этот любимый многими напиток.
После получения Литвой независимости завод стал акционерным обществом, большая часть акций нынче принадлежит датской компании Carlsberg, и теперь он называется бруерной — пивоварней, которая производит 8 сортов пива. Но рабочих мест это не прибавило, все процессы максимально автоматизированы.
Сюда водят организованные группы туристов, после экскурсии можно посетить бар, там проводится дегустация пива. Также рядом есть магазин, где продают бутылочное и разливное пиво и легкие закуски к нему. Кроме того, «Швитуриc» является спонсором многих спортивных и культурных мероприятий в Клайпеде, с его участием построена новая спортивная арена «Shvyturio Arena» в районе ул. Дубисос.