Предыдущий раз была там летом 2012 года, тогда Литва уже являлась членом Евросоюза, но пользовалась еще своей валютой — литом. Там по-прежнему живут родственники и друзья, хочется встретиться, узнать, что изменилось за эти годы. Путешествие решила начать с Вильнюса и побывать в Висагинасе (бывшем Снечкусе), где похоронен младший брат, а потом уже ехать к морю.
Сообщение с Литвой нынче ухудшилось. Раньше в Вильнюс из Петербурга ежедневно ходили два поезда: один — до литовской столицы, второй — до Калининграда через Вильнюс. Первый давно отменен, второй курсирует, но билет на поезде до Вильнюса стоит в два раза дороже, чем до Калининграда, хотя это ровно половина пути.
Ни на Вильнюс, ни на Палангу нет прямых авиарейсов из Петербурга, надо лететь с пересадками в
Самый дешевый путь — автобусом, ежедневно есть 2−3 рейса из Петербурга в Вильнюс, цена в пределах 2600−3000 рублей, время в пути — от 16 до 20 часов, а если не повезет и простоите в очереди на границе или в пробках, то и дольше.
Купила билеты на самолет c пересадкой в Риге, компании АirBaltic, что обошлось более 10 000 руб. В аэропорту Вильнюса меня встретил племянник, и я провела пять интересных дней.
Не могу сказать, что за 6 лет что-то сильно изменилось в столице Литвы. Литы поменяли на евро, из-за этого цены выросли, подорожали и продукты, и промтовары, и транспорт, и услуги. Разовая поездка на любом городском транспорте стоит 1 евро, а если покупаешь карту, типа нашего «подорожника», то 80 центов. Основное впечатление — город кажется малонаселенным, опустевшим.
Конечно, Вильнюс строится, появились новые высотные здания — современные деловые центры, больше стало супермаркетов и бутиков.
И даже строится стадион и спортивный плавательный бассейн. Население туристического города, если верить статистике, держится последние 15 лет на одном уровне — около полумиллиона человек, хотя в целом по стране оно постоянно сокращается. В 1991 году в Литве проживало 3 702 000 человек, а в 2017-м — 2 847 000, убавилось почти на миллион. Причина — отсутствие работы, люди уезжают, особенно молодежь и специалисты. В то же время сюда приезжают «гастарбайтеры» из Украины, готовые выполнять любую работу за меньшую зарплату.
В Литве резко сократилось количество промышленных предприятий, основная масса рабочих мест связана с торговлей и сферой услуг. Многие предприятия и торговые центры принадлежат иностранным компаниям, в том числе полякам. И как с усмешкой сказал один знакомый, Вильнюс может опять стать польским городом.
Хотя по официальной статистике Литва до 15% доходов получает от туризма, но гуляя по Вильнюсу, я не заметила обилия туристических групп. В первый день пешком обошла весь Старый город, от вокзала до вокзала, по кругу, но по сравнению с прошлыми визитами удивила малолюдность и малое число туристов.
И на главной Кафедральной площади, и у костелов Святой Анны и стоящего рядом Бернардинского храма, и у православных соборов, у Острой брамы, у самого красивого католического собора Святых апостолов Петра и Павла на Антокольнисе — везде, на удивление, немноголюдно.
Не поднималась я в этот раз и на гору к башне Гедиминаса, так как в связи с оползневыми процессами холм закрыт для посещения.
Его пытаются укрепить разными способами, но опасаются, как бы не рухнула сама башня, этот древний символ города.
Зато на узких улицах старого города много разных сувенирных магазинчиков, но и там покупателей негусто. А у православной церкви Великомученицы Параскевы Пятницы, где когда-то Петр I крестил прадеда
Грустной была поездка в Висагинас — большинство жителей по-прежнему называет его Снечкусом, когда-то очень красивый, зеленый, уютный молодежный город рядом с Игналинской АЭС, строительство которого было начато в 1975 году. Туда в конце 70-х переехал на работу и младший брат, а в лихие 2000-е, оставшись без работы, впал в депрессию и ушел из жизни в 50-летнем возрасте. В 90-е годы в Снечкусе проживало около 36 тысяч человек, а после закрытия АЭС люди уезжали массово, и сейчас осталось всего 19 тысяч. Зато два кладбища сильно разрослись!
Висагинас — единственный город в современной Литве, где абсолютно преобладает русскоязычное население (литовцев всего 20%). Здесь еще работают три школы с обучением на русском языке, а прежде их было шесть. Работы в городе нет, кроме как в торговле и сфере услуг. Новых объектов не строят, даже есть недостроенные еще с 90-х годов здания, постепенно разрушающиеся.
Возникает ощущение умирающего города, и вопрос: кому мешала атомная электростанция, дававшая электроэнергию трем соседним республикам? По дороге — это 160 км от Вильнюса — тянулись пустые, необработанные поля, зарастающие кустарником, и не видно пасущегося скота на лугах, а ведь это когда-то был развитый сельскохозяйственный край!