Человек, знакомый с достопримечательностями Воронежской области, может оказаться по этому поводу в недоумении. Как же так? А почему забыли про Рамонь? Или про уютный Борисоглебск? И неужели в Богучаре нет ничего интересного?
Для того чтобы успокоиться и согласиться с этим решением ещё советских властей, разумеется, следует посетить Бобров. Эта поездка наверняка вам запомнится.
От областного центра (то есть от Воронежа) до Боброва — примерно 100 км. Но добраться сюда можно не только на машине. Если вы располагаете временем, то попасть в районный центр Бобров реально и на электричке. Только для этого потребуется доехать из Воронежа до Лисок, а уж оттуда на подходящей электричке двигаться в сторону Боброва.
Официально Бобров моложе Воронежа. Однако исторические изыскания подтвердили тот факт, что люди тут обитали давно. В пользу этого свидетельствуют найденные и тщательно обследованные в этих живописных местах древнерусские, скифские и сарматские курганы.
Регулярное заселение здешних мест началось, конечно же, после того, как русские власти отодвинули пределы государства на юг и юго-запад. Таким образом, Бобровский район перестал подвергаться постоянным набегам крымских (и ногайских) татар и стал обживаться.
С 1614 года место близ нынешнего Боброва находилось в длительной аренде. Тут ловили рыбу, собирали мёд, заготавливали лес и охотились на диких зверей.
В 1679 году участок, который до этого арендовали разные предприимчивые люди, отошёл к влиятельному в те годы Борщёвскому Троицкому монастырю. Сам монастырь располагался довольно далеко — километрах в ста, и то, если считать по прямой. В общем, монахи тут вели нехитрое хозяйство до 1684 года, пополняя запасы собственной обители.
В 1684 году этот огромный участок разделили на 12 юртов (районов, что-то типа того), и юрт, в котором наблюдалось много бобров, стал именоваться Бобровским юртом.
Эти события происходили тогда, когда не было ни Интернета, ни аэрофотосъёмки, ни бинокля, ни даже приличных топографических карт… В общем, в 1685 году в эти места была отправлена экспедиция под руководством воеводы Ивана Жолобова. Тот изучил окрестности будущего уездного центра и сообщил, что при Бобровском юрте проживают «…Тимофей Коровайцев с товарищи…». То есть основание
Конец ХVII столетия для описываемых мест был довольно спокойным. Окрестности нынешнего Боброва стали понемногу заселяться. В 1687 году, к примеру, тут насчитывалось 18 дворов. Так как семьи тогда были довольно большие, то можно сказать, что здесь обитало примерно 100−130 человек. И описываемое селение стало именоваться Бобровским.
До поры до времени описываемое место не привлекало внимания властей. Но с началом правления Петра Первого для бобровцев настали непростые времена. Молодой царь повелел селение уничтожить, а людей — разогнать.
Но случилось это не потому, что Пётр прямо-таки ненавидел обитателей Бобровского. Просто в этих местах, и конкретно в Бобровском, селились всякие сомнительные личности, стремившиеся выпасть из поля зрения государства. И эти люди продолжали делать свои тёмные делишки вдали от государева ока.
В общем, царский приказ выполнили. В 1699 году Бобровское поселение было упразднено. Но тут более десяти лет обитали люди! То есть после них остались распаханные огороды, плотины на Битюге, какие-то дороги и тропы, а также посадки всяких полезных сельскохозяйственных культур.
Насиженное место решили заселить вновь, только на этот раз — людьми более лояльными. В 1701 году сюда принудительно переселили примерно 5000 крестьян из более северных регионов России. Однако… многие из них умерли от тех болезней, которых у них на родине особо не было, а кто-то попросту сбежал обратно или ещё куда. В общем, в 1704 году окрестности села Бобровское заселили вновь.
И вот теперь жизнь в описываемом селении стала понемногу налаживаться. В 1705 году тут возвели деревянную церковь (она, к сожалению, не сохранилась), рядом с ней построили дом для священника. А так как в эти годы Россия воевала (помимо Швеции) ещё и с Турцией, то в Бобровском соорудили государев двор. Он представлял собой небольшую, но вполне функциональную деревянную крепость с тремя башнями. В крепости имелись приказная изба, государственная конюшня, пороховой склад и дом воеводы.
С того момента селение Бобровское стало именоваться несколько короче — Бобровск.
В 1708 году Бобровск был захвачен восставшими, сочувствовавшими Кондратию Булавину. Воеводу убили, государственные запасы растащили, а затем повстанцы отправились на север — ближе к Тамбову.
В 1711 году Россия вынуждена была заключить с турками неоднозначный Прутский договор. Согласно ему, часть отвоёванных Россией земель на Азовском побережье отдавали туркам. Соответственно, русские люди, которых уже успели переселить к Азову, стали возвращаться назад.
Такие «обратные» переселенцы основали в трех верстах от Бобровска слободу под названием «Азовская». Интересно, что сейчас, триста лет спустя, эта часть города называется почти так же — Азовка! Здесь есть старинный храм, но выстроен он позднее.
После смерти Петра интерес властей к этим местам утих. Однако главное уже свершилось — Бобровск стал развиваться и расширяться. Местную крепость немного расширили и существенно обновили. Затем в 1763 году Бобровск получил первую каменную церковь. В 1769 году появился Троицкий храм, также из камня.
После этих дат упоминаний о бобровской крепости уже нет. Следовательно, она была за полной ненадобностью разобрана во время правления Екатерины Второй.