Истории из жизни о таком потрясающем последователе Остапа Бендера среди законопослушных западных налогоплательщиков я еще не встречала. Что там пять рублей за просмотр пятигорского провала? Великий комбинатор может немного отдохнуть.
Что такое TripAdvisor?
TripAdvisor — американский сайт путешествий. Даёт своим пользователям возможность спланировать поездку в любую страну мира. Услуги сайта бесплатны для пользователей, создающих большую часть контента, сайт поддерживается за счёт рекламы.
Сегодня очень многие путешествуют по свету. Бронируют отели на букинге, хотелс, airbnb и других ресурсах, делятся впечатлениями и предостерегают других путешественников, на какие грабли те могут наступить. Правда, на сайтах бронирования отелей отрицательные отзывы удаляют. И правильно делают. Но существует условно честный ресурс TripAdvisor, на котором можно прочесть и положительные, и отрицательные отзывы об отелях и ресторанах. Конечно, мне хочется, чтобы отзыв о выбранном мной месте был оценен посетителями если не по высшему разряду, то хотя бы тянул на твердую четверочку.
Каюсь, до сих пор сама там писала отзывы, причем совершенно искренне, желая предупредить людей о подводных камнях того или иного отеля или похвалить понравившийся ресторан. На этом ресурсе я уже числюсь почетным contributor (то есть автором статей-отзывов), причем достаточно высокого уровня.
Я за это даже виртуальные бэджики коллекционирую, никакой материальной пользы они не приносят, разве что моральное удовлетворение. Но больше не буду. Почему?
Итак, как раскрутить нечто, чего не существует в природе, при этом не попасться, как Мавроди с его МММ, а продолжать легально существовать и радоваться жизни назло великому Трипэдвайсеру?
Поверьте, я не собираюсь привлечь в ряды великих махинаторов неофитов (кого это может остановить?), моя цель — преподать «добрым молодцам урок».
До того, как стать «лицом» британского онлайн журнала VICE (кстати, название само говорит за себя: в переводе с английского это и порок, и пагубное пристрастие, и даже полиция нравов), его штатный сотрудник Oobah Butler параллельно своей основной работе занимался фрилансом — писал оплаченные отзывы. Многие копирайтеры знают, что это такое, и время от времени соглашаются на такое техническое задание, ТЗ, как это называют текстовые биржи. Известно, что на биржах Рунета такое задание оценивается по очень низкой ставке, но зато и писать много тысяч знаков не надо.
Уба Батлер купился на написание заказных отзывов на широко разрекламированной платформе TripAdvisor. Тем более что владельцы отелей и ресторанов предлагали платить целых 10 фунтов устойчивых английских стерлингов за один отзыв (нам бы так!). Рестораны и отели, в которых Уба сам никогда ни ногой, ему толково объясняли, что именно надо похвалить: в отелях — расположение в центре или у станции метро, ремонт, описание комнат, уют, ванную; в кафе и ресторанах — блюда, сервис, цены.
Честный труженик западных информационных полей писал, писал, да и решил самостоятельно заняться мониторингом рейтинга этих предприятий. Лично я подозреваю, что он сначала получил пару десятков или даже сотен денежных знаков за свои отзывы, а потом уже решился на аферу.
Убедившись, что отзывы на раскрученном сайте пишут не только реальные люди, а такие же, как он, псевдо-посетители, Уба сделал следующий шаг: а что, если проверить, существуют ли в реале эти рестораны с замечательными шеф-поварами, приветливыми официантами и в целом потрясающим сервисом.
Эксперимент он решил поставить в… собственном сарае на заднем дворе в маленьком городке Даличе (Dulwitch), южном районе Лондона. Такой себе виртуальный ресторан, со всеми обязательными информационными атрибутами и правильно выстроенной рекламой.
Как пишет сам Уба,
…это стало моей миссией. С помощью поддельных отзывов, мистификации и прочей чепухи я собирался сделать это: превратить с помощью TripAdvisor свой сарай в модный лондонский ресторан.
Начал он с создания сайта для несуществующего ресторана «The Shed». Это единственный реальный момент во всей эпопее: Shed читается как Шед и означает «сарай». На сайте был указан телефон, по которому можно было зарезервировать столики. Всего один телефонный номер, который после эксперимента перестанет существовать, и необычный ресторан «Сарай в Даличе» готов.
Труднее было с адресом, да и двери с наружной вывеской у сарая не было, так что Батлер в данных о месторасположении называет улицу и подчеркивает, что места в этом самом «Шеде» резервируются только в телефонном режиме по предварительной записи. В качестве рекламируемых блюд выступают и гамбургер из киоска, и просто спонж, украшенный белыми брызгами из пены для бритья. (Пояснение для мужчин: спонж — это просто поролоновая губка округлой формы для макияжа.)
С концепцией и логотипом для «Шед» помог приятель, над «меню» они «трудились» вместе. Последний шаг: наш герой отправляет все требуемые файлы с текстом и иллюстрациями блюд на самый Олимп — в TripAdvisor. А остальное, как говорит сам, Уба, зависело только от бога.
Уже через несколько дней, 5 мая 2017 года (даты в этой истории — важная составляющая для понимания тонкостей аферы), на его электронную почту приходит ответ:
Hi.
Рады сообщить вам, что ваш запрос о регистрации на нашем ресурсе был одобрен и находится на сайте TripAdvisor в открытом доступе.
Неужели все так просто?
Теперь неплохо было бы получить положительный отзыв о несуществующих блюдах у какой-нибудь знаменитости.
Владелец виртуального ресторана находит в одном из пабов популярного актера Шона Уильямсона и разъясняет свой замысел. Актер, известный и нашему зрителю по сериалам «Сосны» и «Тюряга», а также по ряду фильмов, подхватывает идею. Так в уважаемом TripAdvisor появляется первый хвалебный пост вместе с фото «съеденных» Шоном блюд.
Правда, актер не разрешил фотографировать его в «новом модном» «Шеде», а вместо этого ограничился своими фотографиями из кафе популярной в Англии линии «Фиш энд чипс». Уба размещает первый отзыв и фото знаменитости в TripAdvisor.
После такого эффектного дебюта Уба рассылает приглашения своим друзьям, которые тоже охотно включаются в игру. Отзывы на сайте TripAdvisor начинают продвигать «предприятие» вверх.
В топ первых десяти тысяч лондонских ресторанов, представленных на TripAdvisor, «Шед» попадает легко. Но однажды утром из «левого» мобильника раздается звонок:
— Hi, это тот самый «The Shed»?
— Ну, — неуверенно мямлит владелец сарая.
— О, я столько слышал о вашем чудном месте! Знаю, что это далеко и у вас уже все забронировано заранее, но может, у вас найдется столик на сегодняшний вечер?
Уба в панике сообщил, что все уже занято на месяц вперед, тут же дал отбой и перевел дух. Пронесло.
Но это только в первый раз — с этого момента ему начали регулярно названивать, чтобы забронировать столик. Особенно обидно было отказать родственникам чьего-то дедушки, обратившимся к нему с просьбой о проведении семидесятилетнего юбилея этого самого дедушки, причем заказ, точнее попытка его сделать, был за четыре месяца до ожидаемого события. Семья юбиляра на самом деле хотела провести это торжество в уникальном месте, о котором столько пишут на популярном сайте.
День ото дня приходило все больше электронных писем, в том числе от телеканалов — и сарай, не принявший ни одного посетителя, передвигается на почетное 1456-е место в рейтинге лондонских ресторанов.
К концу августа 2017 года они уже на 156-м месте. Все хотят пообедать в эксклюзивном ресторане, в который практически нельзя попасть. Это подогревает любопытство желающих приобщиться и сделать фото для Фэйсбук или Инстаграм, а благодаря частоте запросов Google-карты начинают показывать геолокацию популярного, судя по запросам в Сети, ресторана «Шед». Официанты, мойщики посуды, уборщики просятся на работу в сарай на заднем дворике отчаянного экспериментатора.
Вокруг «The Shed» начался настощий бум! Предложения от компаний наступают друг другу на пятки. Туристическая фирма просит разрешения поместить рекламу «Шеда» на сайте Bromley, в 1965 году ставшем частью Большого Лондона, а сегодня одном из самых значительных туристических, коммерческих и торговых районов за пределами центральной части столицы.
Австралийская авиационная компания связывается с Батлером, предлагая замечательный альянс — она хочет представить ресторан «Шед» всему миру в видеороликах на борту самолетов.
И, наконец, у Батлера появляются Skype-контакты с «жаждущим положительного решения» PR-агентством, которое обещает вывести таинственный «Шед» на Mail Online, самое массовое британское интернет-издание, основанное компанией одной из самых популярных лондонских газет Daily Mail.
Они уже и концепцию придумали: с прилетом Бэтмена и интервью популярной телеведущей Лиззи Канди. От Уба Батлера требуется незначительная сумма вложений — каких-то 200 фунтов. Представитель компании признает, что заведение Уба «наверняка очень крутое». Владельцу «Шеда» это, конечно, лестно, но от услуг в продвижении приходится отказаться. Ну не вести же телевизионщиков от Daily Mail и саму Лиззи Канди в зачуханный сарай!
Уба решает, что на один день ресторан придется открыть и посмотреть, что из этого получится. Но того, что за этим последовало, и он не ожидал.