Получилось так, что много миллионов лет назад Новая Зеландия оказалась в полной изоляции от других земель. До Австралии отсюда через океан — около 2000 км, до Азии и того больше — около 8000. Люди стали осваивать эту землю относительно поздно. В общем, были почти все предпосылки для создания уникальной природы островов Новой Зеландии.
Например, высших растений на описываемых островах больше, чем в Австралии — 1900 видов. При этом 75% этих высших растений встречаются только в Новой Зеландии! Среди папоротников (которых много на островах) аборигенами являются 35% представителей.
До активного освоения людьми новозеландских земель здесь почти везде были леса. Благо, условия позволяли. Подавляющее большинство местных деревьев — вечнозелёные. И удивительно то, что цветы этих деревьев распускаются прямо на стволах! А ещё у многих из них есть воздушные корни, что поначалу кажется совсем уж необычным.
Учёные долго изучали местную флору и фауну.
По последним данным, в Новой Зеландии существует целых 75 видов лесов!
Установлено, что такого количества древовидных папоротников более нет нигде в мире! Они растут на земле, упавших стволах и даже ветвях растущих деревьев. В Новой Зеландии огромное количество лиан, а орхидеи тут можно увидеть прямо на деревьях, на высоте нескольких метров от земли.
Хозяйственная деятельность человека привела в своё время к уменьшению площади местных лесов. Однако природа стремится взять своё, и теперь в таких местах можно встретить заросли (и даже просто дебри) вечнозелёных кустарников, порой очень живописных.
Природа Новой Зеландии уникальна ещё и тем, что много представителей местной флоры и фауны тихо-мирно существовали и существуют в горах. И если на Северном острове этой страны нет отметок более 1800 метров над уровнем моря (что тоже неплохо), то на Южном острове есть вершины свыше 3000 метров.
В результате многолетних исследований местной фауны учёные причислили её к условному типу «островной фауны». К примеру, здесь нет змей, черепах, крокодилов. И даже с млекопитающими тут совсем туго, если не считать двух видов летучих мышей и обитающих в прибрежных водах китов и морских котиков. А всё потому, что долгое время в Новой Зеландии не было постоянных поселений человека. И острова практически никак не сообщались с другими землями.
В Новой Зеландии очень много нелетающих птиц, целых 33 вида. Многие, вероятно слышали про одну из них — киви. Это удивительное создание в процессе эволюции утратило способность летать и крылья имеет в виде слабо выраженных остатков.
Кроме киви, в Новой Зеландии обитает совиный попугай. Эта птица тоже не умеет летать.
Учёные установили, что в Новой Зеландии жили и непривычные нелетающие птицы — моа, причём были они совершенно гигантских размеров. Высота этих птиц доходила до трёх метров, а вес мог приближаться к 400 килограммам! Эти данные подтвердились результатами исследований костей гигантских птиц, а также внимательным изучением архивных отчётов и рисунков.
К сожалению, хозяйственная деятельность человека в Новой Зеландии, порой очень необдуманная, привела к неожиданным и даже трагическим последствиям для местной природы…
Первые поселенцы (выходцы из Полинезии) очутились в Новой Зеландии довольно поздно, если сравнивать с другими местами. Всё-таки сказалась удалённость островов от цивилизации. Так вот, эти поселенцы были охотниками. И их деятельность способствовала исчезновению гигантских птиц моа, новозеландского лебедя и некоторых нелетающих птиц — пастушков. Случилось это из-за охоты, а еще потому, что полинезийцы завезли на остров собак, которым тоже надо было чем-то питаться.
После полинезийцев с их довольно примитивной культурой в Новой Зеландии появились маори. Они уже занимались земледелием. Для увеличения урожаев маори не придумали ничего лучше, чем выжигать и вырубать леса. В результате окончательно исчезли последние птицы моа, и некоторые малочисленные представители местной флоры и фауны.
После маори до Новой Зеландии добрались европейцы. Они основали первое постоянное поселение на островах уж совсем поздно — в 1840 году. Но именно с этим связаны самые необратимые последствия освоения описываемых земель.
Европейцы были очарованы местными красотами. Они решили, что если тут так замечательно, то и урожаи на новозеландских землях будут отличные. И принялись распахивать местные пустоши с крепкими дерновинными злаками.
Скоро выяснилось, что эти самые злаки хорошо скрепляли почву. Завезённые европейские травы с этой задачей справлялись паршиво, в результате началась эрозия почв. Которая стала усугубляться активным выпасом домашнего скота, опять же привезённого из других мест.
Кроме этого, буквально за двадцать-тридцать лет в конце ХIХ столетия в Новой Зеландии необычайно сильно расплодились кролики. В результате чего исчезли некоторые аборигенные растения и птицы.
Для борьбы с кроликами не придумали ничего лучше, как заселить Новую Зеландию горностаями и хорьками. Да, они нападали на кроликов, несомненно. Но гораздо чаще они нападали на местных птиц и их птенцов, и это приняло характер столь серьёзный, что правительство островов спохватилось и разрешило отстрел юрких грызунов. Да ещё и с выплатой денежной премии за каждого уничтоженного горностая и хорька.
Примерно такая же ситуация сложилась и с одичавшими кошками. В Новой Зеландии у них практически не было врагов в лице более серьёзных хищников. Кошки поэтому неплохо расплодились на островах и уничтожили полностью местную папоротниковую птицу. Пришлось объявить охоту и на бывших домашних котов.
Следует для полноты картины добавить, что в Новой Зеландии уже в конце ХIХ века приняли ряд законов, направленных на сохранение местной природы. Мера была несколько запоздалая, но всё равно принесшая положительные результаты.
Известно, что из Австралии в Новую Зеландию завозили много животных, ведь это было технически легче всего. Таким образом на острова попали несколько видов кенгуру, и один из них по причине плодовитости стал представлять угрозу посадкам местной сосны.
Животные, которые в других, более привычных, условиях даже вызывают умиление (особенно у городских жителей), в Новой Зеландии привели к настоящей экологической катастрофе. Так, например, получилось с лаской, чёрным дроздом, зябликом, зайцем-русаком, щеглом, зеленушкой, чёрным лебедем, европейским благородным оленем, сернами, коровами, козами и овцами.
После Второй мировой войны правительство резко усилило природоохранные мероприятия. Для борьбы с крупными животными (олень, одичавшие козы и так далее) на государственную службу приняли до 7000 охотников. В сложные годы им помогают (за вознаграждение) и обычные любители охоты, имеющие право на ношение оружия. В исключительных случаях для регулирования численности не в меру плодящихся животных и птиц применяли даже яды.
В результате поистине титанических усилий властей и общественных деятелей в Новой Зеландии ситуация с природой несколько улучшилась. Этому способствовало и создание национальных парков.
К тому же, местные красоты всегда привлекали множество туристов, а это — неплохая статья для пополнения местного бюджета, который часть своих доходов снова отправляет на природоохранные мероприятия. Такой вот круговорот денежных средств в мире человека…