Мифы и предубеждения — неизбежные спутники всего, что выходит за рамки привычного нам положения вещей. Хотелось бы развеять некоторые из них и помочь увидеть в представителях этой «загадочной общности» обычных людей, которым требуется лишь чуть больше понимания и внимательного отношения с нашей стороны.
Коррекция слуха
Нейросенсорная тугоухость на сегодня считается неизлечимой. Слуховые аппараты помогают не всем, в основном — слабослышащим, которые частично сохранили способность различать человеческую речь. Люди со значительной глухотой редко пользуются аппаратами: даже если они слышат в них какие-то звуки, разобрать слова всё равно не могут.
Сегодня большинству детей, родившихся с нарушением слуха, делают операцию под названием
Кохлеарная имплантация даже у специалистов вызывает неоднозначные оценки. Глухие же относятся к ней с опаской и недоверием, называют прооперированных «роботами» и вообще не считают глухоту чем-то, что непременно требуется исправлять.
«Мы — обычные люди, — говорят они. — Мы не больные и не несчастные, у нас своя полноценная жизнь, и нас устраивает быть такими, какие мы есть».
Язык жестов
В разных странах — разные языки жестов, а всего в мире их больше 200. Существует и язык для международного общения, но он несовершенен и не особо распространён. Чаще всего глухие из разных стран общаются между собой с помощью переводчика.
Русский жестовый язык был разработан на основе французской методики. Так же, как и американский. Поэтому глухим из России, Франции и Северной Америки друг друга понимать легче, чем остальных иностранцев.
Источник видео: РКН: сайт нарушает закон РФ
На территории России (и стран СНГ) используется один язык жестов, но со множеством диалектов в разных городах.
Жестовые языки имеют сложную структуру, обширную лексику и собственную историю развития. С точки зрения лингвистов они являются такими же полноценными языками, как и звуковые.
Все глухие — билингвы. Их родной язык — жестовая речь, а языком слышащих людей они, в той или иной степени, владеют как дополнительным.
Глухие не всегда знают, как переводится какой-нибудь их жест в наше слово.
При разговоре глухие всегда активно используют мимику — она заменяет им интонацию.
Глухие не могут говорить так же, как слышащие, только лишь потому, что не знают, как правильно произносить звуки. У них просто нет способа это узнать.
У каждого глухого есть жестовое имя. В его основе может быть фамилия или какая-то особенность внешности, характера, поведения.
Когда слышащие люди ругаются, они повышают голос. Когда ругаются глухие, они начинают быстрее размахивать руками.
Глухие машут руками, если разговаривают во сне.
Дети
Среди глухих детей попадаются и тихони, но большинство из них в раннем возрасте отличается гиперактивностью.
Дети с нарушениями слуха начинают учиться в 3 года. Чтобы получить среднее образование, им требуется около 16 лет: 4 года в дошкольном отделении специальной школы и 12 классов — в самой школе. Школу они заканчивают в 19−20 лет.
В спецшколе проходят в основном те же предметы, что и в обычной. В программе только нет иностранного языка и есть некоторые специальные дисциплины — например, слуховая работа.
У глухих детей слегка нарушена координация движений, поэтому в школах для них обязательным предметом идут танцы.
Большинство слышащих родителей умеют разговаривать со своим глухим ребёнком лишь на минимальном уровне. Общаются они в основном письменно, а так больше молчат.
Многие глухие хотят, чтобы их дети тоже были неслышащими. Боятся, что обычный ребёнок, как только немного подрастёт, начнёт стесняться и отдаляться от них. Надо сказать, боятся не без оснований.