Идея на тот счет, что далеко в море можно добывать нефть с помощью пробуренных скважин — давняя. Оказывается, еще в 1896 году в горный департамент города Баку поступила письменная просьба от инженера В. Згленицкого с предложением начать качать нефть из недр Каспия.
По предварительному расчету, под дном моря находятся десятки миллионов тонн нефти. С берега взять ее невозможно, так как до месторождения свыше 50 км моря. Но все уперлось тогда не только в финансы, а и в технологии (нужного опыта морской добычи нефти не было). Лишь в 1946 году вернулись к идее Згленицкого.
Относительно мелководная часть шельфа Каспия в районе Черных Камней позволяла брать нефть буровым способом с платформ и вывозить ее на наливных баржах. Освоение добычи черного золота в море началось промышленным методом в 50-е годы минувшего века. Не обошлось без сложных проблем.
Экономически невыгодно было доставлять нефтяников на многочисленные буровые установки и через несколько дней менять их на отдохнувших. Встал вопрос о строительстве на шельфе населенного пункта на сваях — так началась история города.
Сначала это был небольшой поселок с одноэтажными бараками. Позже стали строить нормальные двухэтажные дома. Но все равно условия работы и жизни в поселке были очень тяжелыми. Лишь после посещения месторождения Хрущевым начались кардинальные изменения. Он разрешил направить из бюджета СССР значительные средства на строительство полноценного города в море с пяти- и девятиэтажными домами на платформах. Под них затопили несколько крупных судов с насыпанным в трюмы грунтом. Дополнительно поверх затонувших судов был насыпан еще слой грунта, доставленного баржами с берега. Для прочности все залили бетоном.
Город был рассчитан на пять тысяч человек. В нем имелось все необходимое из социальной инфраструктуры. Сейчас в этом необычном городе на воде живут и трудятся около двух тысяч человек.
С распадом СССР серьезно осложнились хозяйственные связи. Из более чем 200 скважин нормально дают нефть меньше половины. Трудности связаны, прежде всего, с запасными частями. Сказалось и то, что уровень Каспия заметно повысился. До целого ряда буровых уже добраться невозможно. В самом городе частично подтоплены первые этажи зданий. Сырость не способствует сохранности жилого фонда. И хотя заработки на Нефтяных Камнях выше, чем на берегу, на вахту сюда едут неохотно. Ведь жить в «мокром» доме — вредить своему здоровью. К тому же в шторм (а они тут вовсе не редкость) вахтовикам нет смены и надо работать дальше.
Все это, конечно же, сказывается на настроении людей. На психику действует и то, что в городе очень жесткий режим охраны. Связано это с привлекательностью его для террористов. Чтобы они не проникли на Нефтяные Камни под разными «легендами», в городе закрыли мечеть. Мера, разумеется, вынужденная и оправданная. Даже в качестве журналиста с удостоверением престижного издания сюда не попасть. Запросы отклоняют без объяснения причины.
Хотя попасть хотелось бы. Все же очень заманчиво: город ведь поражает не только масштабами решений архитекторов, но и красотой многоэтажного строительства, обилием эстакад и прочих площадок над водой.