Что это за цвет - «изабеллин»?

Реклама
Грандмастер

«Каждый охотник желает знать где сидит фазан». Эту фразу обычно выучивают в школе, чтобы запомнить порядок цветов в солнечном спектре. По первым буквам каждого слова запоминаем: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Кто еще не знал, теперь уже не забудет «основных» цветов.

Основных? Но почему эти цвета считаются основными? Ведь ни один из участков непрерывного спектра никак не выделен. К тому же, восприятие цвета очень субъективно. Например, известно, что женщины видят больше цветовых оттенков, чем мужчины.

Так, может быть, все мы — заложники ошибки первооткрывателя? Кстати, кто у нас первооткрыватель? Исаак Ньютон. Он был первым ученым, который разложил луч солнечного света на радужные составляющие. Что же заставило его выделить в качестве основных именно 7 цветов?

Не следует забывать о том, что великий физик был глубоко верующим человеком. В исследуемой природе он искал совершенства, которое подтверждало бы мудрость Создателя. Число же 7 со многих точек зрения совершенное. Поэтому И. Ньютон увидел в спектре семь равноотстоящих друг от друга цветов, своеобразную оптическую аналогию музыкальной гаммы, которая тоже на семи звуках базируется.

Реклама

Хотя вряд ли все семь цветов спектра можно назвать «основными». Они совсем не похожи на неделимые атомы цветовой мозаики. Более того, каждый из них можно считать составным, который получается смешением соседних цветов.

  • Оранжевый = красный + желтый.
  • Зеленый = желтый + голубой.
  • Голубой = зеленый + синий.

А можно ли выделить в спектре несколько цветов, не сводимых к другим?

Колористы, которые используют цвета профессионально, отвечают на этот вопрос положительно. Но — говорят они — есть два набора основных цветов.

Следует различать цвета, получаемые в результате излучения, и цвета, получаемые в результате отражения.

Цветная картинка на экране дисплея видна благодаря излучению, а цветную картинку в книге мы видим потому, что ее краски отражают те или иные составляющие белого цвета, падающего на поверхность листа. Поэтому обычную книгу без света не прочтешь, а вот экран дисплея или телевизора лучше смотрится в темноте.

Реклама

На экране каждая точка-пиксель состоит из трех точек: красной, зеленой и синей. Смешивая эти цвета в определенной пропорции, можно получить пиксель любого цвета. Например, если все точки, составляющие пиксель, зажечь на полную мощность, пиксель будет белым. Если же ни одна из точек не зажжена, цвет пикселя будет черным.

С другой стороны, чистый лист бумаги изначально белый. Закрашивая его красками основных цветов и смешивая эти краски в определенной пропорции, тоже можно получить любые цвета, включая черный цвет, не отражающий ничего. При печати цвет каждой точки изображения получается как результат сложения четырех основных цветов: мадженты, желтого, цианового и черного.

Реклама

Желтый и черный — цвета понятные, маджента — это пурпурный цвет, который иногда называют фуксией. А циановый цвет — это светло-голубой.

Поскольку все перечисленные цвета — светлые, смешение их тоже будет давать светлые цвета. Например, циан + желтый = салатный. Чтобы сделать светлые цвета более насыщенными, в них добавляют некоторое количество черного цвета: салатный + немного черного = зеленый. Черный цвет печатники обычно называют ключевым (Key).

Вот теперь колористика приобретает объективность и становится наукой, а не вкусовщиной: вижу — не вижу, нравится — не нравится. Цвет каждой точки на экране описывается тремя значениями интенсивности красного, зеленого и синего цвета, или трех цветовых каналов.

Реклама

Совокупность цветовых каналов обозначают RGB (Red, Green, Blue). Интенсивность каждого цвета описывается числом, имеющим значение от 0 до 255. Каждой точке при этом будет соответствовать тройка чисел от 0 до 255. Например, черная точка будет кодироваться как (0, 0, 0), а белая — (255. 255. 255).

Часто интенсивность каналов записывают не десятичными, а шестнадцатеричными цифрами без каких-либо разделителей, зато со значком # впереди. В этом случае белому пикселю будет соответствовать шестнадцатеричное число #FFFFFF (все цветовые каналы имеют максимальное значение). Красному пикселю будет соответствовать число #FF0000, а зеленому — число #00FF00.

Такая система кодировки цвета позволяет отобразить для каждого пикселя 256×256×256 = 16,7 миллионов цветов! Для любого цветового оттенка отыщется свое числовое значение.

Реклама

Для колористов это значительно упрощает описание цвета. Вместо весьма приблизительного описания, «цвет ириса», можно передать заказчику числовое значение #5A4FCF, и тот, не отходя от компьютера, может увидеть этот цвет на экране. Увидеть и определить, насколько результат отличается от окраса ирисов на знаменитой картине Ван-Гога.

Реклама

Для печатных материалов применяется система, которую называют CMYK по первым буквам основных цветов: Cyan, Magenta, Yellow, Key. Естественно, что существуют алгоритмы пересчета цветовой гаммы из системы RGB в систему CMYK. Это необходимо для того, чтобы картинку, которую художник-оформитель создал на экране, можно было напечатать без искажения цветов на бумаге. Алгоритм пересчета совсем не прост: приходится учитывать и качество красок, и качество бумаги, и даже ее влажность.

Более 16 миллионов возможных цветовых оттенков нужно не только перенумеровать, но еще как-то и назвать. И сразу же возникает вопрос: где найти для этого 16 миллионов слов?

Вопрос этот частично решается тем, что глаз наш несовершенен. Все теоретически доступные нам

Реклама
оттенки цветов он просто не различит. Но даже с учетом невысокой цветоразрешающей способности человеческого глаза количество доступных к использованию цветов очень велико.

Существуют специальные таблицы, включающие около 1200 цветовых оттенков, каждый из которых имеет числовое значение и название на английском языке. Если в русском языке некоторый цвет не имеет еще названия, его попросту переводят из основной таблицы на английском языке.

И здесь наступает время удивительных историй.

Относительно недавно в русском языке появилось слово «изабеллин», которое является переводом английского «isabelline». Этим словом обозначается цвет, который раньше описывали как серо-желтый. То, что раньше в русском языке такого цвета не было, не удивительно. Изабеллин — цвет дорогих сортов шампанского, а также редкая масть еще более дорогих ахалтекинских лошадей. Ну, еще некоторые птички-невелички имеют изабеллиновый окрас перьев. В общем, благородный цвет.

Реклама

Происхождение этого названия цвета тоже кажется благородным, дальше некуда. Он назван по имени испанской принцессы Изабеллы Клары Евгении (Isabel Clara Eugenia de Austria; 1566 —1633). Она была дочерью короля Испании Филиппа II, а с 1598 года стала супругой австрийского эрцгерцога Альбрехта.

Реклама

В наследство Изабелле Кларе Евгении достались Нидерланды. В это время шла Восьмидесятилетняя война, в ходе которой северные нидерландские провинции сражались против владычества Испании и за свое право исповедовать вместо католицизма протестантство.

В жестокой и долгой этой войне одним из главных эпизодов была осада крепости Остенде. Эта осада началась в 1601 году. Согласно легенде, Изабелла, яростная католичка, в ожидании скорой победы взяла на себя обет сродни монашескому. Она поклялась, что до взятия Остенде не станет менять свое нижнее белье.

Действительность охладила надежды Изабеллы. Крепость Остенде оказалась хорошо укрепленной, и в ней имелся большой запас продовольствия. С моря город поддерживал голландский флот. Искусные голландские моряки не позволили испанцам полностью блокировать город. Кроме того, осажденным помогал в битве английский гарнизон. Осада Остенде длилась 3 года. Если все это время Изабелла держала свое слово, то ее белье как раз приняло «изабеллиновый» цвет, то есть серо-желтый оттенок.

История забавная, не правда ли? И даже если, по словам некоторых лингвистов, она является выдумкой, то хочется надеяться, что благодаря ей читатели твердо запомнили, что есть такой цвет — «изабеллин», и даже будут знать, на что этот благородный цвет похож.

Точно так же, как они помнят цвета спектра, благодаря мнемоническому правилу:

«Каждый охотник желает знать где сидит фазан».

Реклама