Меня недавно вызвали в местный (белорусский) военкомат. Я уже подумал было, на сборы (я — так называемый резервист, отслуживший в свое время полтора года сверхсрочной службы, но ни разу не призывавшийся на сборы). В военкомате мне позадавали вопросы, как это принято в таких заведениях, обвинительно-претенциозным тоном: почему не сообщил о смене места жительства и работы, почему не отвечал на звонки.
Почему, почему, почему… После чего мне вклеили в военный билет мобилизационное предписание, объяснив популярно, куда я по первому зову Родины теперь должен будут явиться на войну и что мне будет за то, если я вдруг воевать не захочу.
И тут я в который раз подумал, а почему, собственно говоря, это для меня «почетная обязанность» и «тварь я дрожащая или право имею»? Почему я, как и миллионы других мужчин, служить обязан (у меня здесь нет выбора) и при этом еще считать, что Родина тем самым мне оказала высокую честь и доверие? Почему мы, военнообязанные граждане, по сути, поставлены в безвыходное положение и должны, как в какие Петровские века, беспрекословно повиноваться, а не послать на ту самую войну тех, кто вздумал повоевать? Что в формуле «Служба в Вооруженных Силах является почетной обязанностью — ты обязан беспрекословно подчиниться» не так?
Факт 1: для начала стоит понять, что на свете существуют разные формы военной службы.
Во многих западных, и не только, странах армия — профессиональная, и там служат не все, а только те, кто решил добровольно и профессионально посвятить себя
Факт 2: государство манипулятивно подменяет понятия «Родина» и «государство», называя им же, государством, наложенную обязанность и повинность служить в армии с защитой его же, государственных, интересов, интересов правящих элит и властей «долгом перед Родиной», «высокой честью и доверием, оказанными Родиной»
Стоит вдуматься в то, что войны всегда начинают политики, а воевать в них приходится простым гражданам. Находящиеся у власти элиты, отдельные люди, решают, где и когда будет война и кому на нее идти. Но сами участия в них никогда не принимают.
Факт 3: у вас нет выбора.
Как мы можем называться демократической, развитой, современной
Факт 4: за обязательную службу в армии, как правило, ратуют три категории граждан.
1. Те, кого в свое время убедили в необходимости такой повинности, «почетной обязанности», «долга перед Родиной»
2. Те, кто в армии отслужил, испытал на себе ее часто совсем ненужные тяготы и лишения и теперь сознательно, а порой бессознательно, верит в то, что и другие «настоящие мужчины» должны сделать то же самое. Некоторые из них понимают, что многое было напрасно и необязательно, глупо и уродливо, но считают: раз я прошел через армейские трудности, то и другие тоже должны через них пройти.
3. Те, кто первыми будут извлекать прямую выгоду из того, что кто-то будет их защищать, завоевывать для них новые территории и охранять границы территорий имеющихся. Это дети, женщины, пенсионеры и те, кому служить не пришлось или служить не надо, но надо, чтобы их покой и сон кто-то берег.
С этой категорией все ясно. Позиция их чисто эгоистичная: хорошо все, что хорошо лично для меня, плохо все, что плохо для меня. Пока воинская служба и все, что с ней сопряжено (дедовщина, служба в «горячих точках», а также невидимые для невооруженного глаза огромные суммы налогов, вынимаемых из карманов этих граждан, которые, например, в советское время шли на «оборонку»), напрямую не касаются их лично и их родных и близких, они обеими руками за то, чтобы их «кто-то защищал». Но как только служба в армии коснется их мужей, сыновей, внуков и родственников, как у них часто пропадает весь порыв и запал, и они начинают рассуждать «альтернативно»: пусть служат другие, а мы правдами-неправдами служить не хотим.
Факт 5: современная армия — это, в основном, трата времени, здоровья и современное узаконенное рабство.
Чем занималось около 90% тех, кто прошел службу в армии, скажем, в 1970—2000-е годы? Ходили строевым шагом, красили бордюры, отбывали в наряды на кухню, по казарме и в караул, работали «за бесплатно» в домах и на дачах своих командиров.
Я служил в начале 90-х, и за полтора года службы мне пришлось сделать ровным счетом лишь три выстрела из АК-47, научиться быстро надевать и снимать противогаз, выполнять команды «направо», «налево», «кругом» и «упал, отжался!». Раз десять я стоял «на тумбочке» в казарме, раз двадцать ходил в наряд по штабу.
Еще я со своими товарищами делал ремонт в квартире нашего майора N., разгружал вагоны с картошкой и морковью, заполнял по ночам учетно-послужные карточки, оформлял разные бумажки на комиссование тех, кого слишком сильно били «деды» и командиры. За полтора года службы только из тех, кого я знал, у нас погибло трое. Одному в буквальном смысле проломили голову, и он остался «овощем», другого зарезали, третьему всадили очередь в карауле. Я сам вернулся домой со звоном в левом ухе, в которое мне дал «дед», потому что ему не понравилось, что я вперед него полез мыться под колонку.
Справедливости ради, нужно сказать и о плюсах — иначе картина получится необъективной: то, положительное, что дала мне армия, заключалось в том, что было много отрицательного жизненного опыта, который многому научил и помог в дальнейшей жизни. Я повстречал нескольких замечательных людей, которые врезались в память навсегда. Научился ценить свое время, близких мне людей и свой дом. А также понимать на практике, что такое армия и почему служба в ней — манипулирование и обман.
Также, если бы меня сейчас призвали на сборы, я бы пошел. Во-первых, за уклонение от того, что государство в очередной раз решило использовать тебя в своих интересах, предусмотрены арест и уголовная статья (куда тебе деваться-то?). Во-вторых, если на все посмотреть философски, то месяц в палатке и в поле могут расцениваться как некая форма отдыха от работы, семьи и жизненной рутины, в которой находимся мы все.
Ну, а еще нежелание большинства служить часто попросту связано с тем, что они боятся потерять привычный комфорт. Что иногда все же полезно для души и тела.