Лет 15 назад у меня была командировка на Дальний Восток. Сначала Хабаровск и несколько точек вокруг него, потом Благовещенск. В Благовещенск я ехал ночным поездом из Хабаровска. Поезд, постукивая на стыках, подошел к перрону. Проводница сказала, что выходящим пассажирам спешить не надо, поезд дальше не пойдет, а в депо — для смены комплектов белья, доставки продовольствия и прочего — их отправят только через час, ибо тут — конец пути.
Я, недоумевая, сошел с поезда и пошел на АТС. Мне заранее прислали план, куда идти, это было очень недалеко. Командировка — это интересно и полезно, в том числе и для собственного кошелька. Но командировка за 7 часовых поясов — это поначалу убийственно. Биологические часы человека — штука крайне тонкая. Даже не знаю, как себя чувствуют экипажи самолетов, летающих за много часовых поясов — особенно с запада на восток. Наверное, они просто живут по своим внутренним часам, не обращая внимания на текущее время того места, куда они в очередной раз прилетели.
Необходимость работать, едва прилетев в город, расположенный за 7 часовых поясов от Питера, когда здесь уже утро, но твои биологические часы по старой памяти еще показывают два часа ночи — ужасная вещь. Организм уверен, что еще ночь, желание лечь и поспать буквально валит с ног, но надо выполнять работу, ради которой прилетел за тысячи километров.
На поезде проехать от Москвы до Владивостока — это ерунда. Пока неделю едешь, сдвиги времени из-за часовых поясов незаметно друг на друга накладываются. А вот если разом, одним перелетом перемахнул из позднего вечера в раннее утро, такое вынести очень трудно.
Я видал немало вокзалов. В Москве, в Питере, в Киеве и Орше, в Сочи… Но Благовещенский вокзал отличался от всех остальных: тут железная дорога заканчивалась, далее была река Амур, а по ней — государственная граница с Китаем.
Поскольку я приехал в субботу, то до понедельника, когда придут работники станции, я был совершенно свободен. А поскольку город был «особый» (здесь совсем недавно был жестокий пропускной режим, а на том берегу во времена «Культурной революции» часто бесновались хунвейбины и можно было ожидать «случайного» выстрела через реку), то приезжих тут не очень ждали и с гостиницами в городке было сложно. Потому меня поселили на самой АТС — у них оказались апартаменты для командированных. Разместившись, я рванул в город.
А еще точнее — в самом начале я рванул к Амуру. Интересно было на Китай посмотреть. Увы, я взял с собой в командировку только российский паспорт, оставив зарубежный дома. Поэтому, увидев на улице маршрутку, чей путь, судя по табличке на стекле, пролегал между консервным заводом и пограничным переходом — паромом в Китай, я загрустил, что по глупости упустил возможность съездить в Поднебесную на пару часов на экскурсию.
Специально для челноков был организован облегченный визовый режим. Платишь деньги, тебе вклеивают визу на сутки — и вперед, на закупки. Китайский город на том берегу Амура начал подниматься именно на деньги наших челноков (которых там называют почему-то «чесноками»).
Но, увы, грустить на тему упущенной возможности съездить в Китай было поздно. Я пошел к реке посмотреть на границу с Китаем и на тот берег.
С набережной вниз шла лестница на пляж. Я спустился, проверил воду — вода в реке была холодная. Куча народу загорала и играла в пляжный волейбол. Игра была явно организована, играли несколько команд — на выбывание.
Рядом с пляжем прямо из набережной в сторону Китая была построена анфилада скамеек, вроде как театр под открытым небом. Садись и наблюдай, как народ купается и как напротив, на китайском берегу, нет отдыхающих — все еще работают. Для нас суббота — выходной, а для китайцев — совсем рабочий день.
Спросил у местных про это странное сооружение. Мол, зачем столько скамеек на берегу Амура — сделали специально, чтобы смотреть в сторону китайского берега? Мне сказали, что здесь хотели построить дельфинарий. Но к тому времени, как построили эти скамейки, оказалось, что денег на полноценный дельфинарий нет, они кончились, а руководство исчезло — вместе с исчезнувшими деньгами.
Ох уж эти 90-е годы… Годы воров и аферистов.
Вскоре мне удалось покататься по Амуру на прогулочном пароходике. О былом противостоянии ясно и недвусмысленно говорили серые бетонные доты с амбразурами с сторону Китая.
А по Амуру шли разные суда. Тут был и такой же как у нас речной трамвайчик — только китайский.
А был и катер китайской погранохраны — у пограничников до сих пор все по-серьезному.
На набережной было несколько памятников — основателю города Николаю Николаевичу Муравьеву-Амурскому…
…и тем жителям, что первыми приехали сюда в 1857 году, когда здесь было совсем еще дикое и безлюдное место — и тут стал город.
Отличное место у слияния рек Зеи и Амура. Чистые реки, богатейшие леса, промышленность.
А теперь, когда там построят мост — от китайского города Хэйхэ на той стороне Амура к нам — это будет означать, что малозагруженный участок железной дороги от Благовещенска до Транссибирской магистрали начнет работать на полную мощность, а сам город станет транзитным узлом. Ведь Китай сегодня старается построить новый Шелковый путь. А когда будет построен мост через Амур, то Благовещенск окажется еще одним притоком этого Шелкового пути, транзита товаров из Японии и Китая в Европу.
Кажется, граф Муравьев-Амурский в XIX веке выбрал для города очень удачное место.