Чтобы хотя бы приблизительно определить это, ученым необходимо точно знать массу льда, покрывающего Антарктиду, и скорость его таяния.
Считается, что лед в Антарктиде накапливается уже свыше 20 миллионов лет. Некоторая его часть постепенно уходит в океан за счет откалывающихся от массива айсбергов. Но эта убыль восполняется суровой снежной зимой. Правда, не совсем ясно, в каком объеме. Если же учесть, что средняя толщина ледникового щита континента равна 2,5 км (есть места, где он достигает даже 4 км!), ориентировочно масса льда оценивается в 26 миллионов кубических километров.
Айсберги уносят в океан за год приблизительно лишь 2,5 кубических километра льда. Но эта цифра может резко увеличиться из-за потепления на планете. Действительно, айсбергов стало больше и они стали откалываться более крупными частями (в 100 и более километров в длину!). Понятно, что тут тревога не только из-за опасностей кораблям, но и озабоченность темпами потепления.
С помощью спутников, аэрофотосъемок, глубинной эхолокации самыми различными приборами и устройствами в последние два десятилетия прошло детальное изучение подледного рельефа Антарктиды. Весь ледовый щит представляет собой форму огромного купола. Но где-то лед лишь едва-едва скрывает горы, а где-то до них можно добраться только бурением на несколько километров.
И хотя существует мнение, что Белый континент — в геологическом плане относительно спокойное место на Земле, на самом деле это обманчиво. Под толщей льда находятся десятки вулканов. Есть признаки (участившиеся льдотрясения) на тот счет, что они просыпаются и подогревают снизу ледяной покров. Кроме того, больше воды становится в подледных озерах, в которых существует жизнь на уровне микробов.
Составленная по результатам многочисленных научных исследований карта Антарктиды без льда оптимизма не вызывает.
Темно-красный цвет указывает на довольно высокую температуру недр. А это вызвано близостью магмы к поверхности. Ледовый щит пока «давит» на вулканы и горы — они «просели» в среднем на полкилометра. Именно это сдерживает вулканическую деятельность, и активно «работает» только один вулкан — Эребус. Но если схождение льда из-за таяния пойдет еще быстрее, то глубинная часть недр «выпрямится» и раскаленная магма начнет изливаться, что вызовет катастрофическое таяние льда.
Вторая значительная опасность тут в том, что некогда Антарктида была в зоне очень жаркого климата, здесь росли типично южные растения, текли теплые реки, много было всякой живности. По мере дрейфа континента на север климат изменился на холодный, снег стал превращаться в многолетний лед. Но под толщей льда у самой почвы по-прежнему существуют микроорганизмы. Они живут за счет разлагающихся древних биомасс и выделяют метан. Этого газа там уже накоплено несколько миллиардов тонн. Но он «законсервирован» мощным ледяным щитом.
Что случится с атмосферой планеты, если этот газ попадет в нее? Последствия окажутся очень печальными для цивилизации. Не говоря уж о том, что при полном освобождении Антарктиды ото льда уровень Мирового океана поднимется на 60 метров! И это без учета того, что активно тающая ныне Гренландия добавит к уровню еще 8 метров. А ведь на планете есть десятки и других мощных ледников…