Все началось фактически с того, что на самом юге Испании в небольшом городке Мариналеда (он находится в провинции Севилья) сложилась катастрофическая ситуация с обеспечением населения работой. Проблема приобрела, казалось бы, неразрешимый долговременный характер, поскольку государство было обеспокоено уровнем безработицы только в крупных городах и малые населенные пункты его совершенно не заботили. Дескать, каких-либо серьезных волнений в них с забастовками из-за безработицы не будет из-за небольшого количества самого населения. Считалось, что в
Но время шло, а положение не менялось в лучшую сторону. Каждый третий трудоспособный житель в сельской местности не имел в Испании постоянной работы, а стало быть, и стабильных средств для существования.
В то сложное время мэром городка Мариналеда стал Хуан Мануэль Санчес Гордилло. Одно из его предвыборных обещаний избирателям, обеспечившее ему кресло мэра, касалось как раз занятости местного населения. Новый мэр имел популярность у жителей города еще и по той причине, что задолго до выборов организовывал продажу в городе безработным продуктов по сниженной цене. Короче, человек оказался на своем месте.
Первое, что сделал Хуан Мануэль Санчес Гордилло в должности мэра, — организовал сельскохозяйственную коммуну, чтобы город не имел зависимости от привозных продуктов питания. По условиям, в коммуне трудятся только местные жители. Все выращенное является общим и делится поровну на общем собрании коммуны. Излишки продукции продаются в других населенных пунктах провинции, что дает солидную выручку в бюджет коммуны. По итогам каждого месяца члены коммуны получают свыше 1000 евро каждый на личные расходы.
Очень важный вопрос — обеспечение работников коммуны жильем. Если площадь дома до 200 квадратных метров, то все затраты по его строительству берет на себя правление коммуны. В дальнейшем семья ежемесячно за пользование домом вносит в бюджет коммуны 15 евро, что является не столь уж и обременительным делом для семейной казны.
Еще один существенный момент: дом можно выставить на продажу, но только в пользу самой коммуны. Она его выкупает и сдает дальше другой семье, работающей в коммуне. Оплата прежняя — 15 евро в месяц, независимо от количества человек в семье.
Конечно, полным коммунизмом условия жизни в этом испанском городе назвать нельзя. Но они близки к знаменитой в Советском Союзе фразе из Кодекса строителя коммунизма: «От каждого по способностям, каждому — по труду». То есть не по потребностям, но все же намного лучше, чем в других местностях капиталистической Испании.