А потом пришел XX век и войны стали массовыми, призыв на военную службу был всеобщим. Миллионы людей надевали солдатские шинели и шли на войну. А потери мирного населения выросли во много раз: в Первую мировую они составляли половину потерь военных, а во Вторую мировую сравнялись с ними.
Террор против мирного населения стал частью ведения войны. Особенно страшно, когда он не имеет адреса — просто с неба летят зажигалки и фугаски, и никто из тех, кто под бомбежкой, не знает, будет ли он жив через секунду, или его разорвет в клочья так, что потом и не найдут ничего.
Известно, что первые бомбардировки с неуправляемых монгольфьеров провели осаждавшие Венецию австрийцы в 1849 году. Восставший город удалось устрашить, он сдался буквально через несколько дней после начала бомбардировок. Шло время, технологии развивались, к Первой мировой и Германия, и
В Первую мировую войну носителями бомб обычно выступали дирижабли. Германия бомбила со своих цеппелинов Лондон. Бомбежки эти были чисто психологическими — с целью напугать противника неотвратимостью кары, приходившей с ночного неба.
В ночь с 20 на 21 марта 1915 года произошла первая бомбардировка Парижа. На нее были отправлены три цеппелина. У одного в полете возникли неполадки, он, не долетев до цели, сбросил бомбы на запасную, более близкую цель — город Компьен, в котором, по данным немцев, располагался французский штаб.
Два цеппелина проследовали на Париж. Поскольку затемнение почти не соблюдалось, найти город оказалось просто. По результатам потом оказалось, что полторы тонны сброшенных бомб пришлись в основном на сады предместья Парижа, а на сам город упали всего 6 зажигательных бомб. В результате бомбежки было ранено 17 человек. Зенитная артиллерия сумела в ответ сбить один из двух цеппелинов.
В ответ отважные французские авиаторы бомбили немецкий город Карсруэ. Произошло это 20 июля 1915 года. В этот день отмечался праздник тела Христова. Улицы были полны толпами празднующих, в них и полетели бомбы. Авиаторам удалось убить 110 немцев и ранить до 200 человек. Разумеется, все они были штатскими. Мужчины и женщины, дети и старики. По всей Германии прокатилась волна ненависти против Антанты. Ответные бомбардировки были неминуемы.
8 сентября 1915 немецкий цеппелин L-13 (командир — Хайнрих Мати) зашел на Лондон с северного направления, от Кембриджа, имея на борту 55 зажигательных 5-килограммовых бомб, 14 фугасных 100-килограммовых и одну «сверхбомбу», весом в 300 кг. Поскольку тогда еще не было затемнения, город с высоты было найти очень просто.
Бомбежка шла в несколько этапов.
Когда была сброшена первая партия бомб, англичане просто не поняли, что это тут у них начало взрываться.
После второй партии бомб, сброшенных в другом месте, они поняли, что это — германский цеппелин. Включили зенитные прожектора, зенитки начали стрелять в ночное небо как в копеечку, и взлетела ночная истребительная авиация ПВО Лондона — все 5 самолетов.
Попасть неизвестно во что зенитчики не сумели, ночные истребители цеппелин не нашли, и при попытке сесть один из них разбился.
В это время с цеппелина полетела третья, последняя, партия бомб, после чего зенитчикам удалось обнаружить дирижабль — на несколько секунд его осветили несколько прожекторов, потом он из лучей выскользнул, снова пропав во тьме. Попасть в него в тот день так и не удалось.
Шум от налета был на всю Антанту. От бомб свирепых гуннов, совершивших этот варварский налет, погибли 22 человека и 87 ранены. Были разрушены несколько зданий.
По результатам бомбежки англичанам пришлось думать о затемнении города, о зенитной артиллерии — чтобы не только стреляла, но и попадала.
Война — мощный двигатель военных технологий. Вскоре были разработаны более легко вращающиеся зенитные прожекторы и приборы, позволяющие зенитным орудиям не только стрелять в темное небо, но и попадать в дирижабли. А ведь дирижабли того времени были наполнены водородом. Одно близкое попадание шрапнели — и дирижабль вспыхивает прямо в небе, вызывая ликование на земле.
В ответ немцы научились добывать достаточное для наполнения дирижабля количество гелия. Такие дирижабли уже не взрывались в небе Англии, а старались перетянуть через Ла-Манш и вернуться к своим, что у них весьма часто и получалось.
И Антанта, и Германия разработали новый тип боевых самолетов — бомбардировщики. Бомбили они днем, но от истребителей ПВО могли отбиться, имея кучу оборонительных пулеметов, а тогдашние зенитные пушки просто не могли успеть в них попасть — они для них двигались слишком быстро, не то что неповоротливые и медлительные дирижабли.
Одна беда — бомбовая нагрузка не шла ни в какое сравнение с дирижаблями, несколько сот килограммов бомб было для них пределом. Так что основными носителями бомб для столиц оставались дирижабли.
В августе 1916 года цеппелины бомбили Бухарест. В том же году планировалось бомбить и Санкт-Петербург. Город спасла неустойчивая и очень ветреная погода, которой он славится. Дирижабль просто не смог бы бороться с постоянными ветрами Питера.
Первая мировая война закончилась, но развитие технологий только ускорилось — все шло ко Второй мировой и всем хотелось оказаться более технологически развитым, чем противник. Чтобы убивать врага, не получая от него ответа. Чтобы террор мирного населения ужаснул страны. Чтобы враг попросил мира.
Продолжение следует…