Кипр — последняя разделенная страна Европы. Здесь расположены миротворческие силы ООН, свыше 1200 человек. Остров разделен на Северную и Южную части. Северная — турецкая, южная — греческая. Между ними нейтральная зона, по одну сторону которой стоят греческие войска, а по другую — турецкие.
Мы приехали в 2000 году на Кипр со стороны Турции. На Северный Кипр, якобы оккупированный турками. Мы ели замечательный турецкий искандер на малолюдной улице с видом на последнюю «Берлинскую стену» Европы.
Оказалось, тут все еще тлеют угли конфликта. Здесь до сих пор стреляют. Правда, стреляют редко — когда какой-нибудь юноша «со взором горящим» (бледных юношей тут быть не может — на таком солнце все тут смуглые) полезет во вражеский сектор делать революцию.
В то время, что мы туда приехали, там только что застрелили юного грека, который прошел как-то через греческую погранохрану, через зеленую нейтральную зону, влез на турецкую территорию и стал спускать турецкий флаг — мол, тут греческая земля. Часовой выстрелил в воздух, а затем выстрелил в парня и убил.
Наш турецкий переводчик объяснял это так: часовой был вынужден убить парня, чтобы избежать больших жертв.
Вот, допустим, он бы в него не выстрелил. Тот спустил бы турецкий флаг, поднял греческий, его бы арестовали, поднялся бы вой в мировой прессе: «он-же-ребенок-отпустите»… Его бы отпустили, и назавтра сотни таких же идиотов кинулись бы через государственную границу — превращать Северный Кипр в греческую землю… И пришлось бы всех их убивать — местные не хотят общеевропейской справедливости, когда надо будет «по справедливости» отдавать грекам свое и либо убираться с острова, либо становиться греком.
А вот, допустим, часовой бы выстрелил ему в ногу и только ранил. Опять волна общеевропейского возмущения, и раненый герой торжественно возвращается к себе с победой. И назавтра было бы все то же, что в первом случае — массовое нарушение, убивай их всех или убирайся (смотри предыдущий пункт).
А так — выстрел в нарушителя, труп отправили на греческую сторону. Новых желающих оказаться на кладбище сколько-то времени гарантированно не будет. На границе стало спокойней.
Замечательная страна Кипр, отличные пляжи — песчаные, и глубина в несколько метров находится в паре десятков метров от берега. Тихо, тепло, замечательное море, чисто, люди отличные. А угольки-то тлеют.
Кипр — одно из самых древних мест обитания человека. Он заселен со времен неолита. Самые древние пока что найденные археологами следы человека на Кипре датируются примерно 8000 годом до н.э. — около 10.000 лет назад. Греческие колонисты появились здесь за 3000 лет до Гомера и Троянской войны.
Все мощные военные державы Средиземноморья поочередно захватывали Кипр. Он был и ассирийским, и египетским, и персидским, и греческим, римским и византийским.
Мощная империя Османов захватила его в 1570 году, вырезав большую часть населявших его христиан. После создания Суэцкого канала Англия оказала столько услуг османам, что те в подарок им передали Кипр. От английского колониального ига Кипр освободился в 1960 году.
На острове жили и греки, и турки. Все они были киприотами, и вроде бы делить им было нечего, но…
Греки были христианами-ортодоксами, а турки молились Аллаху. И все время находился между ними кто-то, кто нашептывал одним против других…
В 1974 году, в самом конце правления в Греции режима «черных полковников», они организовали на Кипре военный переворот. Вроде бы — и пусть. Один президент сменил другого, но… Хунта, правившая в Греции, была полна решимости загрести под себя весь Кипр. Они ввели на остров свои войска. И турков на Кипре начали резать — зачем хунте турки?
В ответ Турция тоже ввела свои войска. В боях с «мирными войсками хунты» погибло несколько тысяч турецких солдат. Им в Лефкоше поставлен памятник-благодарность. На братской могиле.
Когда рассматриваешь проблему Кипра, глядя со стороны, возникает странное ощущение: как будто нынешний ЕС по каким-то причинам продолжает бороться на стороне давно сброшенной греческой хунты черных полковников.
Северная часть острова объявлена «оккупированной Турцией», и если у вас в паспорте есть виза Северного Кипра, то при получении визы в Грецию будут большие проблемы (скорее всего постараются промурыжить, но визу не дадут).
Все имущество на Северном Кипре расписано за греками, и если там кто что-то купит или продаст — в ЕС такое будут расценивать как скупку краденого. Такое ощущение, будто турки на Кипре до раздела не владели вообще ничем, что все они батрачили там у греков.
Когда старую христианскую церковь в Никосии турки превратили в мечеть — это святотатство. А то, что греческие богослужения в южном Кипре происходят в том числе и в бывшей турецкой мечети — это необходимость, ведь турки-то уехали… И никто не хочет знать, как они оттуда уехали и сколько их перед этим перебили.
В общем, отношение Европы и ЕС к Кипру — еще одно доказательство крайней бесчестности европейского подхода к проблемам народов.